В России эпидемия ВИЧ, однако Минздрав отказывается признавать данные о миллионе зараженных и отвергает современные методы профилактики. Как так получилось?

В России эпидемия ВИЧ, однако Минздрав отказывается признавать данные о миллионе зараженных и отвергает современные методы профилактики. Как так получилось?

Стигматизация больных и принудительные тесты

ВИЧ появился в СССР незадолго до распада. В России 90-х на лечение больных особо не было денег, хотя терапия уже существовала. Предприимчивые бизнесмены пропихнули в закон о ВИЧ требование проверять максимально много людей, чтобы заработать на продаже тестов.

Газеты, депутаты, чиновники да и граждане стигматизировали зараженных: утверждали, что это «проститутки, пидарасы и наркоманы», хотя больше всего заражений было из-за нехватки одноразовых шприцев в больницах.

Крестовый поход за нравственность

Алексей Мазус, один из врачей, начинавших в лабораториях тестирования на ВИЧ, в 90-е подсуетился и оброс связями в правительстве Москвы и Минздраве. Он основал фирму, чтобы получать госконтракты на профилактическую социальную рекламу.

Понимал эту рекламу он, правда, по своему: пропагандировал, что презервативы не защищают от инфекции и развращают молодежь, а наркопотребителям не нужны продлевающие жизнь лекарства.

Это не подтверждалось научными исследованиями, зато приносило доход. Такими постерами с пропагандой верности была увешана вся Москва. На плакатах размещен откровенный фейк: заразиться можно и будучи верным партнеру, а секс в презервативе безопасен.

Получали контракты на такие постеры и ТВ-ролики также бизнес-партнеры Мазуса. Одна из них, Александра, через несколько лет возьмет его фамилию.

Мазус решил не останавливаться на Москве и в 2010 году принес свои идеи в федеральный Минздрав. Его соратница Людмила Стебенкова тем временем продвинула запрет на рекламу презервативов в Москве как профилактики ВИЧ.

Как и в других странах, помочь с эпидемией могли бы негосударственные организации. Однако их в России систематически признают иноагентами, а их деятельность ограничивают. Крестовый поход за нравственность набирает обороты, пока больных становится все больше.

Читайте новое расследование The Insider https://theins.ru/obshestvo/257811