Reuters: Россия из-за «скрытых санкций» вынуждена использовать «теневой флот» для перевозки зерна
Ограничения, сопровождающие российскую морскую торговлю, вынуждают Россию при перевозке зерна использовать более старые и маленькие суда, принадлежащие судовладельцам из Турции и Китая (так называемый «теневой флот»), выяснил Reuters, поговоривший со страхователями и судоходными компаниями.
Экспорт зерна напрямую не попадает под санкции США и ЕС, введенные после российского вторжения в Украину. Однако Reuters пишет о «скрытых санкциях», имея в виду ограничения, наложенные на банки и физических лиц, финансовые риски, связанные с торговлей с Россией, а также возросшую стоимость фрахта судов.
К сложностям добавились атаки морских беспилотников на российские корабли, а также прекращение «зерновой сделки» — и как следствие, ухудшение ситуации с безопасностью судоходства в Черном море. Кроме того, с 1 июля как минимум три крупных международных трейдера отказались работать с Россией.
При этом судовладельцы, которые все же работали с Россией, взимали за российские грузы на 10 тысяч долларов в день больше, чем за грузы из близлежащих портов Болгарии и Румынии, как пишет Reuters со ссылкой на источник в судоходном бизнесе.
Судовладельцы, которые еще готовы работать с российскими черноморскими портами, тоже резко подняли расценки на свои услуги — один анонимный источник Reuters рассказывает, что они просят за перевозку российских грузов на 10 тыс. долларов в день больше, чем за аналогичные грузы из портов Болгарии и Румынии.
Все это вынудило Россию, которая в прошлом году экспортировала рекордный объем пшеницы с помощью судов, зафрахтованных у международных компаний и трейдеров, чаще использовать старые суда, которыми оперируют небольшие компании из Турции и Китая, рассказали Reuters три источника в судоходной отрасли.
В декабре Минсельхоз объявил о планах строительства новых судов и оценил потребность российских экспортеров в 61 зерновоз. Пока, как пишет Reuters, ссылаясь на сервис VesselsValue, никаких заказов на строительство судов для российских компаний ни внутри страны, ни за рубежом, не поступало.