Пропаганда, охота за таксистами и разрешение убивать и мародерствовать: СК SOS рассказал, как чеченцев заставляют идти на войну

Пропаганда, охота за таксистами и разрешение убивать и мародерствовать: СК SOS рассказал, как чеченцев заставляют идти на войну

Жителей Чечни заставляют участвовать в войне в Украине с помощью пропаганды, угроз, больших гонораров и разрешений бесконтрольно грабить, насиловать и убивать на захваченных территориях. Это следует из доклада кризисной группы СК SOS, основанного на показаниях подзащитных центра из региона и открытых данных.

Людей заставляют отправиться на войну шантажом и угрозами, с повышенными рисками столкнулись те, кто уже был задержан за наркотики, алкоголь, критику власти или принадлежность к ЛГБТ-сообществу. Повторное задержание ведет за собой отправку на фронт или угрозы реальными сроками. Чеченцам также угрожают отправить на войну их родственников.

Задержанных, как правило, не просто опрашивают, а выбивают из них показания против близких — таким образом власти набирают «добровольцев» на войну.

Чеченцев также вербуют в специальных тюрьмах, где заключенные содержатся без каких-либо сопроводительных документов и формально считаются свободными людьми, которые добровольно решили поехать в Украину. Так, в одном из подвалов месяцами держали около 70 человек без составления протокола и решения суда. Около 50 из них отправились на войну.

Сразу после вторжения чеченские власти назвали каждому чиновнику, имаму и командиру определенное число людей, которых они должны были завербовать в ряды добровольцев.

Пропаганда на Северном Кавказе приобрела местный колорит — чеченские власти объявили Украине «джихад» и звали жителей спасать население соседней страны.

На видео, которыми Кадыров доказывал федеральным властям поддержку войны, были сняты наемники и военные из других регионов России, которые проходили обучение в Чечне или дислоцировались на местных базах.

После начала войны силовики стали опрашивать мужчин, получающих загранпаспорта, в некоторых отделениях документы начали выдавать только с поручителями. Чеченцев могли отправить на войну, узнав, что они хотели уехать за границу.

После объявления мобилизации чеченская полиция устраивала рейды по местам, где можно найти потенциальных призывников: в кафе, игровых клубах, спортзалах, а также на стоянках такси. Сейчас заниматься частным извозом в Чечне фактически запрещено — таксистов штрафуют и агитируют уехать на войну. Таким образом Кадыров поддерживает бизнес своей дочери Табарик, которая владеет сервисом «Грозненское такси» с самым большим таксопарком в городе.

Вербовщики предлагают наемникам зарплаты в 300-700 тысяч рублей, автомобили, а также возможность мародерствовать в Украине. «Можно все. Хотите — грабьте. Хотите — насилуйте; хотите — оружие везите, вещи. Все, что будет из трофеев, — все будет ваше», — объявляли вербовщики.

Вернувшиеся с войны привозили в регион награбленное, а также распространяли видео, на которых они вламывались в украинские дома и грубо разговаривали с местными жителями, угрожая им убийством и изнасилованием. Тех мирных жителей, которые сопротивлялись беспределу, расстреливали или забирали в комендатуру.

Большая часть населения Чечни не поддерживает войну, но люди не готовы протестовать и заявлять об этом. Любое недовольство жестко подавляется силовиками, и даже за неосторожное слово можно попасть в РОВД, а оттуда — на войну.