«Медуза» рассказала о пытках пленных украинцев в крымских СИЗО и о секретной «тюрьме внутри тюрьмы», где держат некоторых из них

«Медуза» рассказала о пытках пленных украинцев в крымских СИЗО и о секретной «тюрьме внутри тюрьмы», где держат некоторых из них

«Медуза» опубликовала расследование, в котором рассказала, как в симферопольских СИЗО российские силовики пытают мирных жителей Украины, вывезенных с оккупированных территорий. Материал издания основан на историях заключенных, их родственников и адвокатов.

С начала вторжения, по данным «Медузы», Россия вывезла с оккупированных территорий несколько тысяч украинцев и закрыла их в СИЗО и колониях. У арестованных нет статуса военнопленных, многие из них не знают, почему были задержаны, им не дают связаться с адвокатами.

Одно из таких учреждений — СИЗО № 1 в Симферополе. Попавший туда житель Херсона Александр Тарасов рассказал, что регулярно подвергался там пыткам. Так, 9 мая к нему в камеру пришли спецназовцы ФСИН и стали спрашивать: «Какой сегодня праздник? Твой дед воевал?». После каждого ответа заключенных били электрошоком. Одного из сокамерников Тарасова заставили петь «День Победы».

Еще одному арестанту, жителю Голой Пристани Никите Чеботарю, силовики стреляли по ногам из пневматики, после чего заставили его выковыривать из тела свинцовые шарики. Новокаховца Сергея Цигипу из изолятора возили в здание ФСБ в Симферополе и душили.

Часть украинцев пытали еще до перевозки в СИЗО. Так, по словам Тарасова, к нему применяли пытку, которую сотрудники ФСБ называли «звонок Зеленскому»: к мочкам ушей прикрепили электроды и пускали ток.

В октябре 2022 года украинцев перевели из СИЗО № 1 в недавно открывшееся в городе СИЗО № 2. Стекла там полностью закрашены, в камерах круглые сутки горит свет, по радио периодически включают российский гимн, а заключенным запрещают сидеть или лежать до отбоя. К одному из собеседников «Медузы» на допросы туда приходили сотрудники ФСБ и угрожали отправить его в «ЛНР», где действует смертная казнь.

В СИЗО № 2 есть отдельный спецблок на 10 камер, где держат некоторых украинцев — своего рода «тюрьма в тюрьме», рассказали «Медузе» три адвоката. Там всегда закрыта дверь, а на входе висит список лиц, допущенных в него. Существование спецблока подтвердил изданию близкий к ФСБ источник, со слов которого, его создали «для политических историй».

Помимо украинцев, в российских исправительных учреждениях держат иностранцев, также вывезенных с оккупированных территорий.