«Вёрстка»: судья по делу Кара-Мурзы просил США исключить его из «списка Магнитского»
Судья Мосгорсуда Сергей Подопригоров, который рассматривает дело политика Владимира Кара-Мурзы, в 2018 году просил Минфин США снять с него санкции через одну из самых дорогих юридических компаний мира. Об этом сообщает «Вёрстка» со ссылкой на черновик письма Подопригорова, предоставленный адвокатом Кара-Мурзы Вадимом Прохоровым.
Сергей Подопригоров в 2022 году попал в так называемый санкционный «список Магнитского» из-за того, что принимал решение об аресте юриста в 2008 году.
В письме Минфину судья отмечал, что российская судебная система не подразумевает специальных судей и, например, срочные вопросы избрания или продления меры пресечения разрешает дежурный судья. Так что, по его утверждению, «судьи обычно не знают заранее, какие дела они будут рассматривать сегодня».
«26 ноября 2008 года я был дежурным судьей Тверского суда. […] Он (Магнитский), по утверждениям следователей, был автором масштабной схемы налогового мошенничества. Следователи сообщали, что господин Магнитский, Уильям Браудер и компания последнего — Hermitage Investment Fund — фальсифицировали налоговые декларации и незаконно заявляли о праве на определенные налоговые льготы», — написал Подопригоров, добавив, что на тот момент никогда не слышал о Магнитском и был избран судьей случайно.
Судья отметил, что следователь Олег Сильченко, который ходатайствовал об аресте Магнитского, обосновывал свои требования многочисленными документами — авиабилетом в Украину, который Магнитский купил незадолго до задержания; его фотографиями для британской визы, рапортом ФСБ о его готовящемся выезде и «показаниями свидетелей о том, что Магнитский поручал им давать ложные показания на допросах».
«Я рассмотрел все представленные следователем доказательства, а также доводы адвоката Магнитского. В итоге я решил, что ходатайство следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должно быть удовлетворено. Потому что альтернативная мера пресечения, предложенная Магнитским — освобождение под залог — не помешала бы ему воспрепятствовать расследованию и правосудию», — утверждал Подопригоров.
Решение об аресте Магнитского «соответствовало российской судебной практике», отмечал судья. «Мой опыт в делах о налоговом мошенничестве и уклонении от уплаты налогов показывает, что подозреваемые обычно содержатся под стражей до суда — чтобы предотвратить воспрепятствование правосудию. В то время я расценивал дело господина Магнитского как подобное любому другому делу о налоговом мошенничестве или уклонению от уплаты налогов», — утверждал Подопригоров.
Судья также продлевал арест Магнитскому 13 марта 2009 года. Подопригоров пояснил, что, как дежурный судья, изучил документы следствия, включая заключение медиков о здоровье Магнитского, и пришел к выводу, что обстоятельства, препятствующие нахождению Магнитского на свободе, не отпали.
«Медицинские справки не содержали доказательств, что господин Магнитский имел серьезное заболевание», — заявил Подопригоров. При этом уже в ноябре 2009 года Магнитский умер в СИЗО.
Как пишет «Вёрстка», прошение Подопригорова об исключении из санкционного списка готовила одна из самых дорогих юридических компаний в мире — британо-австралийская Herbert Smith Freehills. Прохоров убежден, что Подопригоров не мог себе позволить обращение в такую компанию с зарплатой московского судьи: «[Это стоит] десятки тысяч долларов. Но точно их платил не сам судья Подопригоров. Я думаю, что это не было его инициативой».
Сейчас Подопригоров рассматривает дело против политика Владимира Кара-Мурзы, обвиняемого в госизмене, распространении «фейков» про армию и участии в «нежелательной» организации.
При этом Кара-Мурза был в числе политиков, готовивших и продвигавших «акт Магнитского». Более того, участие в его составлении вменяется Кара-Мурзе в рамках дела о госизмене, уточнил его адвокат. Вадим Прохоров дважды заявлял Подопригорову отвод, указывая, что у него есть личная заинтересованность в исходе дела. Подопригоров в собственном отводе отказал.