«Эта смертельная война была затеяна Путиным». «Медиазона» спустя полгода связалась с российскими военными, прослушку разговоров которых публиковал NYT
В сентябре 2022 года газета New York Times опубликовала статью под названием «"Путин дурак": перехваченные звонки показывают, что российская армия в смятении». Журналисты «Медиазоны» с помощью информации в коде страницы с материалом нашли 13 из 20 российских военных, чьи звонки были обнародованы NYT, и связались с ними.
Все военные, как убедилась «Медиазона», вернулись из Украины живыми. О том, что NYT обнародовала записи разговоров, служащие и почти все их родственники, с которыми поговорила «Медиазона», услышали впервые.
Ответить на вопросы «Медиазоны» согласились только несколько военных. Один из них — журналисты называют его Сергеем — сказал, что по прошествии года не поменял мнения о вторжении в Украину: «Это преступная война. Я к Украине относился очень позитивно и сразу понимал, что эта смертельная война была затеяна Путиным».
В разговоре, опубликованном NYT, Сергей рассказывал своей девушке Елене о военных преступлениях — краже техники в Украине и убийстве троих мирных жителей. По его словам, российские военные раздели их догола и расстреляли. По словам Елены, она не подозревала, что ее разговоры с Сергеем прослушиваются: «Они все там разговаривали, с кем он там находился, с одного телефона буквально — об этом вообще никто не знал! Любому сослуживцу его расскажите — он тоже будет в шоке».
Девушка признала, что в разговорах с Сергеем обсуждала военные преступления, но никогда их не одобряла. «Что я могла сделать? Никто этим не гордится, ни я, ни кто угодно. Допустим, был такой момент — и что? Меня там не было, я не участник этих событий, мне просто рассказывали, а я какую-то реакцию давала — в основном, шокированную», — объяснила она.
Другой герой материала NYT, Александр Семенов, 9 марта звонил родственникам и жаловался, что «Путин, дурак, Киев хочет взять», хотя «мы чисто деревни берем, и все». Когда он сказал своей партнерше Екатерине, что вскрыл сейф и украл деньги «в доме какого-то вора», та настаивала, что нужно вернуть украденное.
Когда корреспондент «Медиазоны» процитировал фрагмент разговора о вскрытом сейфе, Екатерина заявила, что они находятся в разводе и она «с ним ничего общего не имеет». После этого женщина бросила трубку, заблокировала журналиста в мессенджерах и ограничила доступ к своим страницам во всех соцсетях.
Журналисты также поговорили с 27-летним военным Эдуардом Ильтеряковым, который служил по контракту с 2014 года. В марте он, по информации NYT, говорил жене Юлии, что хочет домой, «устал бояться всего» и что военные ждут, когда их «перевалят всех». Тогда же он обещал супруге: «Приеду — больше никакой армии. Может быть, еще в Сирию съезжу, квартиру купим».
В разговоре с «Медиазоной» Ильтеряков настаивал, что на записях не его голос. По его словам, рассуждать о поездке в Сирию он не мог, так как уже бывал там, устал от командировок и в деньгах не нуждается. После возвращения из Украины он успел уволиться из армии и контракт продлевать не собирается, потому что «надоели поездки».
Он также сказал, что точно не знает, был ли в Буче, так как ему неизвестно, где город находится. При этом публикации о военных преступлениях в Буче солдат назвал «враньем»: «Не знаю, первый раз слышу. Мы наоборот там людям помогали, нас все приветствовали, а кто кого там убивал, я первый раз слышу вообще».