Суд в Москве освободил от наказания сталкера, следившего за бывшей девушкой через смарт-метку от Apple
Измайловский районный суд Москвы приговорил к 600 часам обязательных работ местного жителя Ивана Матвеева, который на протяжении двух лет следил за своей бывшей девушкой Еленой. Об этом сообщает Центр защиты пострадавших от домашнего насилия.
Как пишет Центр, Матвеев начал следить за Еленой после расставания с ней в 2020 году. Он караулил ее у дома, писал сообщения с угрозами убийства, а также установил на автомобиль ее матери смарт-метку AirTaG — устройство от Apple, используемое для нахождения любого предмета.
Уголовное дело против Матвеева было возбуждено по указанию главы СК Александра Бастрыкина после того, как о преследовании девушки рассказали СМИ.
Как позже установил суд, Матвеев узнавал информацию о местонахождении девушки через базу данных МВД «Розыск Магистраль», рассказал ее адвокат Иван Пугачев. Также, по словам адвоката, он взломал аккаунт Елены в «Яндекс. Еде» и смотрел, куда она заказывает доставку. Кроме того, как установил суд, однажды Матвеев прислал ей в мессенджере фото ружья.
В итоге суд признал Матвеева виновным по статьям о нарушении неприкосновенности частной жизни и угрозе убийством. Однако от наказания его освободили, поскольку суд посчитал, что он его уже отбыл, когда почти полгода находился под запретом определенных действий: ему нельзя было покидать дом и пользоваться интернетом. Тем не менее Матвеев должен выплатить девушке 200 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.
При этом адвокат Елены утверждает, что после оглашения приговора Матвеев продолжил преследовать девушку. Защитник сказал, что он будет подавать апелляцию.
Как отмечает журналист Андрей Захаров, системой «Розыск-магистраль», в которой содержатся данные о поездках человека, часто пользуются журналисты-расследователи. К примеру, с помощью нее команда Bellingcat смогла найти предполагаемых отравителей Алексея Навального.
Доступ к информации из этой базы, по словам Захарова, продают сами полицейские, формируя тем самым рынок «пробива» данных. Заказчиков «пробива» ловят редко — чаще дела возбуждают на исполнителей: силовиков, сотрудников банка или ФНС, пишет журналист.
Когда Захаров начал искать информацию об Иване Матвееве, тот сам сообщил журналисту, что готов поговорить с ним. «Не обязательно пытаться пробивать информацию через третьих лиц», — написал Матвеев журналисту.