«Архив Ротенберга»: кто такие «фронтмены» и как приближенные Путина сохранили активы за границей
Как говорится в расследовании «Важных историй» и еще 17 мировых СМИ, «фронтмены» ведут личные и финансовые дела олигархов так, чтобы никто не узнал, в чьих интересах они работают. По данным журналистов, такие люди стали особенно востребованы у приближенных Путина с 2014 года, после ввода санкций за аннексию Крыма и начало войны на востоке Украины. Журналисты узнали об этом, проанализировав письма и документы компании «Эвокорп», работающей на братьев Ротенбергов. Что еще стало известно из расследования:
«Фронтмен» Ротенбергов — Максим Викторов. Он — доверенное лицо олигархов и ура-патриот. На сайте Викторова говорится, что он работал в прокуратуре РСФСР и КГБ СССР, затем стал оказывать юридические услуги, в 2012 году стал советником главы Минобороны, где курировал военно-патриотическое воспитание. За год до этого Викторов вместе с другом Путина Ковальчуком стали сооснователями Российской ассоциации содействия науке. В 2016 году к ним присоединилась старшая дочь Путина Мария.
В 2014 году, после аннексии Крыма, Ротенберги попали под санкции США, а затем и Евросоюза. После этого олигархи стали продавать доли компаний, которые были в их собственности, закрытым ПИФам, которыми управляла фирма Викторова «Эвокорп». Для примера, «Эвокорп» управляла фондом «Меридиан», совладельцем поставщика оборудования для «Газпрома». Формальный владелец фонда — экс-телохранитель Ротенбергов Александр Козлов.
В конце 2014 года Викторов вел переговоры о покупке виллы на испанском курорте рядом с Валенсией за 9 млн евро. Сделку оформляли на разные компании, настоящую владелицу объекта в переписке называли «КР». Оказалось, что виллой пользуется жена Бориса Ротенберга Карина. По данным из переписки, только шторы для этого дома стоили 200 тысяч евро (более 15 млн рублей).
В том же году власти Франции начали расследование: их интересовало, были ли Ротенберги налоговыми резидентами Монако и платили ли они в таком случае налог на свою яхту «Рахиль». Судно арестовали, пока олигарх не заплатил 3,6 млн евро налогов. Викторов привлек адвокатов, чтобы решить дело в пользу Ротенбергов. Это же адвокатское бюро позже занималось «созданием положительного образа» одного из братьев.
В 2019 году Ротенберги остались без личных самолетов из-за санкций, а по их любимым маршрутам стал летать новый джет. Этим судном тоже владеет Викторов, через офшор с Британских Виргинских островов.
Викторов — давний бизнес-партнер двоюродного брата экс-королевы Великобритании Елизаветы II Майкла Кентского, они могли познакомиться в британском посольстве в Москве в 2000-х. После начала войны в Украине Майкл Кентский публично разорвал связи с Россией, но не закрыл совместный с Викторовым бизнес — агрегатор денежных переводов RemitRadar.
@news_sirena