Новое «театрально дело» — против Евгении Беркович и Светланы Петрийчук. На чем строится обвинение и что не так с процессом

Новое «театрально дело» — против Евгении Беркович и Светланы Петрийчук. На чем строится обвинение и что не так с процессом

Что случилось:

5 мая Замоскворецкий суд Москвы на два месяца отправил в СИЗО режиссерку и сценаристку спектакля «Финист Ясный Сокол», в котором рассказывается о женщинах, вышедших замуж за исламистов и уехавших в Сирию.

Детали:

Спектакль вышел в 2021 году. Больше года назад, в апреле 2022, он получил премию «Золотая маска», наивысшую театральную награду России. В том же году на сайте ультраконсервативного «Национально-освободительного движения»
появился донос на постановку. По мнению его авторов, «Финист Ясный Сокол» — «антироссийский» спектакль, в котором «о православии говорится исключительно в негативном ключе», «оправдываются терроризм и экстремизм» и «героизируются боевики ИГИЛ».

Это послужило поводом для проведения лингвистической экспертизы. Но не текста или постановки, а опубликованного на Youtube-канале «Независимый фестиваль Любимовка» в 2019 году видеоролика с читкой этой пьесы.

Что не так с этим делом:

Следователи подали ходатайство в Хамовнический суд, а не в Замаскварецкий, где проходило заседание. Назвали это «технической ошибкой».

Обвинение основано только на деструктологической судебной экспертизе. Однако, как заявила одна из защитниц Евгении Беркович, в материалах дела она содержится не полностью, а только первая страница и выводы. Деструктология является лженаукой.

Экспертизу проводил «Московский государственный лингвистический университет», который не имеет лицензии для проведения государственных судебных экспертиз.

Ни один из опрошенных свидетелей не указывает на Евгению Беркович, как на лицо, совершившее преступление. Следователь сам написал рапорт на свое имя об обнаружении правонарушения.

Следователь запросил продлить еще месяц на то, чтобы опросить свидетелей и осмотреть площадки. Как заявила защитница Беркович, для этих действий нет никакой необходимости оставлять ее подзащитную за решеткой. Суд отказал в ходатайстве адвоката, несмотря на то, что у Евгении двое дочерей из детского дома: несовершеннолетняя и совершеннолетняя с инвалидностью.

Прокат спектакля остановили еще в октябре 2022 года. Однако следователь настаивает на том, что подсудимые продолжат «преступную деятельность» и будут «оказывать влияние на свидетелей».

Адвокат Ксения Карпинская предложила залог в размере любой суммы, чтобы Беркович «смогла находиться дома, с детьми». Ходатайство также было отклонено судом.

@news_sirena