Сдача подписей для выборов в России давно стала непреодолимым препятствием для неугодных кандидатов. Причем на всех уровнях — вплоть до муниципального. Графологи избиркомов регулярно признают подписи недействительными — не помогает даже личная явка подписантов в комиссию.
Новое письмо Kit — о том, как власти взяли под контроль процесс регистрации кандидатов. Этот текст для нас написал политический обозреватель «Медузы» Андрей Перцев. Подпишитесь, чтобы получить письмо. И проверьте на всякий случай папку «Спам».
В 2023 году впервые в политической истории современной России кандидатами в президенты стали только выдвиженцы парламентских партий. Политиков, которые могли бы составить конкуренцию Владимиру Путину и стать кандидатами с антивоенной позицией, от участия в кампании отсекли. Ни Екатерины Дунцовой, ни Бориса Надеждина в бюллетене не будет. Последнего не допустили из-за брака в собранных подписях.
Сбор подписей — не придумка путинских политических менеджеров. Впервые этот механизм применялся еще в 1991 году: кандидату в президенты нужно было как и сейчас получить 100 тысяч подписей россиян. Однако раньше фильтр никак не мешал регистрации неугодных Кремлю кандидатов — например, коммунистов.
Самый важный фактор в процессе регистрации — не правила, а структуры, принимающие решения. В 90-е годы избиркомы не пытались отсекать от участия в выборах. Но к концу первого срока Путина они потеряли свою независимость.
><{{{.______)
Как Кремлю удалось подчинить себе выборы? И как эту систему можно изменить? Читайте ответ в письме Kit. Если вы подписаны на рассылку, текст ждет вас на почте. А если нет, сделайте это здесь.
Kit — почтовая рассылка с большими текстами от создателей «Медузы». Мы работаем со сложными темами и стараемся смотреть вглубь. Письма выходят по вторникам и пятницам.