Путин заявил, что разбившийся в Белгородской области Ил-76 не могли сбить «дружественным огнем». Это не так. Комментарий отдела «Разбор»

Путин заявил, что разбившийся в Белгородской области Ил-76 не могли сбить «дружественным огнем». Это не так. Комментарий отдела «Разбор»

В российской армии используется весьма устаревшая система радиоэлектронного распознавания «Пароль» разработки 1970-х годов. Новая система разрабатывалась, но нет данных, что ее испытания завершились к началу войны. Система установлена на всех военных летательных аппаратах, но не на большей части гражданских, особенно иностранного производства.

В случае с комплексами ПВО система (упрощенно) работает так: входящий в комплекс ПВО наземный радиозапросчик посылает сигнал в направлении воздушного судна; если у того стоит и работает специальный ответчик, тот он автоматически излучает зашифрованный сигнал «свой». Запросчик автоматически же расшифровывает его. Если такой сигнал получен, запросчик блокирует пуск ракеты по воздушному судну.

Однако логика работы системы отличается от той, что описал Путин. Она лишь помощник для операторов ПВО в опознавании целей в боевой обстановке, призванный снизить число случаев поражения своих летательных аппаратов «дружественным огнем» (в различных войнах второй ХХ века потери от дружественного огня могли составлять до половины от всех сбитых машин). Работа таких систем — это всегда компромисс между эффективностью и скоростью выявления и поражения вражеских целей и безопасностью для своих летательных аппаратов. Например, нахождение в секторе работы ПВО «своего» летательного аппарата с ответчиком может блокировать пуск по вражеской цели. Теоретически система распознавания должна отсекать «ненужные» сигналы, но в боевой обстановке, когда в зоне работы находится множество целей, а также существуют радиопомехи, такая селекция может быть затруднена.

Поэтому блокировка пуска по сигналу запросчика на большинстве комплексов ПВО и даже некоторых переносных зенитно-ракетных комплексах может быть отключена.

В истории российской армии имеется много примеров поражения летательных аппаратов «дружественным огнем» (хотя они и не признаны официально). Так, во время войны с Грузией в 2008 году, российская авиация понесла большие потери от «дружественного огня», нежели от противодействия грузинского ПВО. Связанные с российскими ВКС источники пишут, что проблема «дружественного огня» по-прежнему стоит остро: якобы, даже самые первые потери в войне авиация понесла от огня своего ПВО. И уже в январе 2024 года, утверждают источники, российская ПВО сбила самолет радиолокационной разведки А-50 и повредила воздушный командный пункт Ил-22.