Ровно год назад, 26 января 2023 года, Генпрокуратура РФ объявила «Медузу» «нежелательной» организацией. Сегодня таких организаций больше 120 — за год список увеличился почти вдвое.
Политические репрессии, дискриминация несогласных и ограничение свободы слова — темы, к которым рассылка «Сигнал» обращается регулярно. Ниже — сверхкраткий пересказ выпусков, помогающих понять логику борьбы с инакомыслием. По ссылкам — полные версии текстов.
«Экстремист». Письмо рассказывает о том, как человечество последовательно выделяло в отдельный класс преступления, опасные не столько для общества, сколько для власти. Отказаться от древней привычки нелегко, особенно в России. Главный вывод неутешителен — недостаточно отменить «экстремистские» статьи, чтобы все работало правильно, требуется нормальная судебная система.
«Закручивание гаек». Выпуск, вышедший после мятежа Евгения Пригожина, посвящен реакции российских властей на кризисные события. Основная идея такова: предугадать, кого в следующий раз коснутся репрессии, почти невозможно — автократы в ответ на угрозы «закручивают гайки» в самых неожиданных областях.
«Новый 37-й». Российские власти не только репрессируют неугодных политиков, активистов и журналистов, но и запрещают говорить даже о преследованиях почти вековой давности. Это не удивительно: выражение «нужно помнить о репрессиях, чтобы они не повторились» с некоторыми нюансами, но, все же, справедливо. Однако считать, что Россия вплотную подошла к «новому 37-му», пока было бы поспешно.
«Политзеки». Это письмо было написано после ареста Игоря Гиркина (Стрелкова), бывшего офицера ФСБ, «министра обороны» самопровозглашенной ДНР и человека, заочно осужденного за крушение пассажирского самолета в Донецкой области в 2014 году. Тогда еще был большой спор: можно ли считать Стрелкова политзеком (Алексей Навальный, например, признал его таковым). Вчера российские власти приговорили Стрелкова к 4 годам тюрьмы за призывы к экстремизму. «Сигнал» разбирался, обязательно ли политзеки — хорошие люди.
«Оправдание терроризма». Письмо об еще одной статье российского УК, по которой часто судят инакомыслящих. Убийство Владлена Татарского, атака дронов на Кремль, покушение на Захара Прилепина — все это квалифицировано как теракты, и любой, кто попробует хотя бы разобраться в мотивах тех, кто все это устроил, рискует подпасть под статью об «оправдании терроризма». По ней же судят Женю Беркович и Светлану Петрийчук за спектакль «Финист ясный сокол». Главный вывод письма: «терроризм», к сожалению, слишком идеологизированный термин, и потому им очень легко злоупотребить в законодательстве и правоприменении.
Нажмите сюда, чтобы поддержать «Медузу» (если вы не живете в России). А подписаться на рассылку «Сигнал» можно здесь.