Ровно неделю назад в России началась кампания против Бориса Акунина (который живет за границей и осуждает войну). Издательство АСТ прекратило печать его книг, а магазины «Читай-город» сняли их с продажи. На самого писателя завели уголовное дело и добавили его в список «террористов и экстремистов».
Имейл-рассылка «Сигнал» несколько раз рассказывала о связях автократии, репрессий, цензуры и самоцензуры. Ниже — сверхкраткий пересказ этих писем, а полные версии выпусков доступны по ссылкам.
● Без цензуры. Выпуск рассказывает об усилении государственной цензуры и одновременно — о растущем желании граждан посмотреть или почитать что-нибудь «без цензуры». Главный вывод — каждый хотел бы для себя свободы информации, а для неприятных «других» — побольше ограничений.
● Зет-реализм. Выдуманный специально для письма термин описывает попытку Z-патриотов создать свой аналог соцреализма в современной России. Произведения в жанре зет-реализма востребованы властью, так как их романтический герой-аутсайдер переживает в битве с коварным врагом то экстаз победы, то трагическое ощущение обреченности. Главной проблемой зет-реалистов остаются популярные независимые писатели, востребованные не властью, а читателями.
● Сталинские сроки. Выпуск, посвященный в первую очередь политзаключенным и несоразмерности наказания за антивоенные высказывания. Основная мысль тут вот какая: сроки становятся «сталинскими» не при массовых репрессиях, а при превращении правосудия из юридического понятия в политическое.
● Дискредитация. Один из первых выпусков «Сигнала», зафиксировавший начало запретов на дискредитацию армии и других государственных структур. В письме разбираем, чем дискредитация отличается от критики. Главный вывод — иногда надо ограничить свободу слова, но принципы обоснованных ограничений совсем не похожи на российские.
Подписаться на «Сигнал» можно здесь.