В России за полтора года после ужесточения уголовного наказания о пытках возбудили 32 таких дела. Под суд попали 58 силовиков — «Медиазона»
Первые дела по 286-й статье стали поступать в суды в конце 2022 года. В 23 и девяти случаях они расследовались по более тяжким частям 4 и 5 соответственно. Два уже вынесенных приговора касаются части 5 — в этих случаях потерпевший либо погиб, либо получил тяжкий вред здоровью.
Приговоры пока не вступили в силу, поэтому их еще не опубликовали, сообщает «Медиазона», изучившая базы данных судов.
Руководитель «Команды против пыток» Сергей Бабинец считает, что для того чтобы эту статью могли использовать, нужно, чтобы преступление было сопряжено с применением насилия с определенной целью: для получения чьих-либо сведений, признания.
«То есть не просто человека избили, а, типа, давай, признавайся в совершении преступления — тогда это будет пытка. И вот здесь взаимосвязь, мне кажется, достаточно сложно будет установить», — отметил он.
Всего за полтора года под суд попали 58 силовиков. Среди них 32 сотрудника полиции, восемь сотрудников ФСИН, восемь сотрудников Росгвардии, четверо военнослужащих и один сотрудник ФСБ.
Кроме того, «Медиазоне» известно о делах против сотрудников таможни и силовиков, чья принадлежность к определенному ведомству неизвестна. Сколько их, издание не указывает.
Четверым полицейским уже вынесли приговоры. Максимальная мера наказания, которую назначал суд, — пять лет строгого режима. Еще в одном случае сотрудника полиции оправдали: суд решил, что он «имел право применить физическую силу» и не допустил «существенного нарушения прав» потерпевшего.
Иногда суды смягчают обвинение, сделав вывод, что в отношении потерпевших было совершено насилие, но не пытки.
По другой ужесточенной в 2022 году статье УК — 302-й (принуждение к даче показаний) — журналисты не нашли ни одного дела за последние два года. По данным судебного департамента Верховного суда РФ, приговоров по ней не выносили с 2013 года.