В 2024 году Путин (почти наверняка) в пятый раз станет президентом. «Медуза» рассказывает, как он выиграл свои первые выборы — и как ему в этом помогали российские либералы
В 1999 году в России прошли парламентские выборы, в которых не участвовала «партия власти» — потому что ее фактически не существовало. Возникший вакуум пытались заполнить мэр Москвы Юрий Лужков и премьер-министр Евгений Примаков, создавшие блок «Отечество — Вся Россия» (ОВР).
Они использовали консервативную риторику: критиковали действующую власть за «безответственные эксперименты над Россией», говорили о «восстановлении храмов» и «сохранении флота», а Лужков уже тогда высказывался за «возвращение» Крыма и Севастополя.
Ельцинская администрация, которая не хотела, чтобы ОВР стал «явным фаворитом кампании», сформировала свой блок. Его повели на выборы Сергей Шойгу (тогда — глава МЧС), замминистра МВД Александр Гуров и борец Александр Карелин. Сначала блок хотели назвать «Мужики», затем склонились к варианту «Единство» («Медведь»). Уже после выборов ОВР и «Единство» сольются в «Единую Россию».
Российские демократы к началу кампании были рассеяны по десяткам партий и движений, и идея объединиться «витала в воздухе». Блок получил название «Союз правых сил», или СПС. Его возглавили бывший премьер Сергей Кириенко, бывший вице-премьер Борис Немцов и депутат Ирина Хакамада. Анатолий Чубайс в состав блока не входил, но активно участвовал в его работе и обеспечивал финансирование.
СПС не был проектом Кремля, однако во многом играл ему на руку, критикуя «крепких хозяйственников» из ОВР и «яблочников». Риторика блока часто совпадала с тем, что говорил тогда малоизвестный Владимир Путин. СПС открыто ему симпатизировал — а на президентских выборах 2000 года не стал выдвигать своего кандидата.
Спецкор «Медузы» Андрей Перцев рассказывает, как благодаря «Союзу правых сил» Кремлю удалось ослабить своих оппонентов, и как сам СПС, несмотря на проход в Госдуму, стремительно растерял популярность и в итоге раскололся.