В Южной Африке открывается саммит БРИКС, который из-за риска ареста не посетит Владимир Путин. Что будут обсуждать лидеры Бразилии, Индии, Китая и ЮАР? И стоит ли ожидать расширения альянса, в который хотят вступить десятки других развивающихся стран?
Повестка саммита БРИКС в 2023 году будет касаться двух основных пунктов — расширения альянса и готовности его участников переходить на альтернативные доллару валюты во взаимных расчетах. Стать членами БРИКС сегодня хотят десятки развивающихся экономик, более 20 даже подали формальные заявки на вступление.
Но консенсуса относительно перспектив расширения содружества нет: если Китай и Россия выступают «за», то Бразилия и Индия, опасающаяся усиления влияния КНР, — скорее «против». Так что альянс может ограничиться формальными словами о курсе на расширение, но обойтись без приглашения новых членов, прогнозируют эксперты. Что касается курса на дедолларизацию, то его актуальность для БРИКС обострилась после введения Западом санкций против России.
Но до полного отказа от доллара в международной торговле членам альянса еще далеко: максимум, о чем они могут договориться, — это создание некого нового невалютного инструмента для взаимных расчетов. Как может работать этот инструмент, почему БРИКС, несмотря на свои проблемы, остается привлекательным объединением для развивающихся стран и в чем состоят слабые стороны альянса, претендующего на конкуренцию с G7?