Насколько Россия в реальности зависима от Китая? Востоковед Михаил Коростиков уверен: разговоры о превращении Москвы в вассала Пекина — не более, чем штамп
С началом полномасштабного вторжения в Украину и после введения санкций Россия резко увеличила товарооборот с Китаем — до рекордных 190 миллиардов долларов по итогам 2022 года. Объем китайских инвестиций в экономику РФ вырос в том же году на 150%.
Но экономическая зависимость Москвы от Пекина на самом деле не такая тотальная: Китай — крупнейший торговый партнер для примерно 120 стран. Многие из них экономически куда более зависимы от него, чем Россия, что не мешает им становиться союзниками США и ЕС.
Кроме того, спустя полтора года войны Россия не спешит признавать претензии Китая на акваторию Южно-Китайского моря, не переносит на свою территорию «грязные» производства, не снижает пошлины на китайские товары в одностороннем порядке, не вводит безвизовый режим для граждан КНР — словом, не делает ничего, что показывало бы, что Китай нужен России больше, чем она ему.
Более того: Китай сам не заинтересован в «вассализации» России, а война дала Москве козыри во взаимодействии с Пекином. Подробнее об отношениях двух стран читайте в материале Михаила Коростикова для Carnegie Politika, который был опубликован на «Медузе» 19 июня.