«Русская служба Би-би-си» описала, как Минобороны России вербует заключенных на войну
✹ О том, что министерство обороны, наряду с ЧВК Вагнера, занимается вербовкой российских осужденных для отправки на фронт, сообщалось еще осенью 2022 года. «Русская служба Би-би-си» выяснила, как устроен процесс вербовки. Пересказываем главные тезисы из этого материала.
✹ Некоторые родственники рассказали «Би-би-си», что люди, которые представлялись сотрудниками Минобороны, вербовали осужденных еще с сентября. Но тогда набор происходил в колониях, где отбывали срок бывшие силовики. Заключенных из других колоний, по словам их близких, стали активно вербовать с начала 2023 года.
✹ Перед приездом вербовщиков Минобороны в колониях отключали связь. Заключенным предлагали подписать полугодовой контракт в обмен на ежемесячную зарплату и «полное помилование со снятием судимости из баз данных» через шесть месяцев.
✹ Тех, кто согласился, отвозили в ДНР и ЛНР и оформляли им контракты с министерством обороны одной из самопровозглашенных республик — о том, что они якобы хотят присоединиться к «народной милиции». После подготовки (она длилась в среднем 10-14 дней) осужденных «настоятельно просили» подписать еще один контракт, теперь уже на год.
✹ В соцсетях родственники осужденных писали, что их близкие поехали на войну добровольно. Но три источника «Би-би-си» заявили, что их близких забрали из колоний на войну без объяснения, куда именно их везут. Один из них созвонился с женой из Луганска и рассказал, что ему в колонии сказали «просто на выход с вещами».
✹ Осужденным обещали зарплату 150-200 тысяч рублей. Но все родственники, со свидетельствами которых удалось ознакомиться «Би-би-си», отмечали, что завербованных приходит не более 40 тысяч рублей в месяц. Оформить выплаты на других членов семьи возможности нет (заключенным, завербованным ЧВК Вагнера, это сделать можно).
✹ Родственники двоих осужденных рассказали, что после ранения тех отказались вывозить в госпитали на территории России, ссылаясь на возможные проблемы на пунктах пропуска и отсутствие у раненых паспортов или российских военных билетов (вместо них закюченные получали военные билеты самопровозглашенных республик).