2022 год начался с протестов в Казахстане: погибли люди, ОДКБ ввели войска в страну, а «Елбасы» потерял власть. Вспоминаем, что было год назад
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
В первые дни января 2022 года жители западных регионов Казахстана начали митинговать из-за повышения цен на сжиженный газ, которым они заправляли автомобили. Правительство переложило ответственность на бизнес — но люди не успокоились, а протесты перекинулись из Жанаозена на другие города: в том числе, на Актобе, Нур-Султан и Алматы.
Власти отреагировали жесткими задержаниями, а местные жители ответили на них еще более жесткими действиями — в крупных городах начались погромы, в бывшей столице —Алматы — даже попытались захватить аэропорт. Президент Токаев ввел чрезвычайное положение в регионах, наиболее охваченных протестами, а затем и по всей стране.
5 января на фоне протестов в отставку ушло правительство Казахстана. Это было одно из требований митингующих. Вторым их требованием был уход из политики первого президента республики Нурсултана Назарбаева — в 2019 году он уступил место президента Касым-Жомарту Токаеву, но остался на позиции «Елбасы» — «лидера нации» — и продолжал влиять на политику в стране.
Токаев объявил, что власть пытаются захватить «террористические банды из-за рубежа» и обратился в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с просьбой ввести миротворческие войска в Казахстан. Переброска «миротворцев» началась уже 6 января. До сих пор точно неизвестно, что именно делали войска «миротворцы» в Казахстане — но уже через несколько дней иностранных солдат вывели из страны, заявив, что их миссия завершена.
О том, что происходило в те дни в Казахстане, журналистка Айсулу Тойшибекова рассказала в репортаже для читателей «Медузы».
После подавления волнений президент Касым-Жомарт Токаев фактически отстранил от власти и самого Назарбаева, и его родственников и ставленников (некоторые из них были арестованы), переименовал столицу (из Нур-Султана — в честь Назарбаева — обратно в Астану) и инициировал изменение законов — для уменьшения роли института президента в жизни республики.
Январские протесты в Казахстане породили интерес к этой стране. Здесь «Медуза» отвечала на стыдные вопросы о ней: например, объясняла, чем старший жуз отличается от младшего, и от кого Казахстан больше зависит — от России или от Китая.
А еще оказалось, что Путин никак не может запомнить имя-отчество президента Казахстана — здесь мы объясняли, почему (и причем тут советское прошлое наших стран).