Театральный режиссер Бретт Бейли заставил ChatGPT переписать «Фауста». А главного героя сделал похожим на Илона Маска. Спектакль получился отличный
Обещал вам рецензию с Веймарского фестиваля — вот она.
О режиссере Бретте Бейли я узнал в 2014 году благодаря фестивалю «Территория»: там показывали «Exhibit B», один из самых удивительных театральных проектов, что я видел. Бейли, белый уроженец ЮАР, выросший во времена апартеида, изучал историю колониальной Европы — и заинтересовался темой «человеческих зоопарков», кошмарной расистской практики, когда людей везли из колоний в метрополии и показывали там за деньги в «аутентичной обстановке» (скажем, заставляли изображать вымышленные ритуалы).
Так он придумал проект «Exhibit B», где темнокожие люди выставлены в музее, как экспонаты. Они стоят неподвижно, ничего не говорят и просто следят за посетителями взглядом. Это такой тест на человечность: забудете вы после второго-третьего зала, что перед вами живые люди, или нет?
Бейли, правда, в итоге самого обвинили в расизме. Понимаю, проект спорный, но я готов его защищать. Так же, как и его новый спектакль «ФаустX», хотя в пересказе замысел режиссера звучит довольно сомнительно. Фауст у него — это Илон Маск. А Мефистофель... Ну, выходит так, что Мефистофель — это ИИ. Короче, спектакль о технооптимистах, техноолигархах и их образе будущего. При этом сделан он, наоборот, максимально архаичными средствами — актеры носят картонные маски, а по жанру все это близко к старинным народным фарсам. Какие, к черту, фарсы, спросят меня, это же Гете, высокая трагедия. Ну вообще-то... ладно, просто прочитайте текст. И зацените маски — по-моему, очень красивые.
___
Если материал не открывается, читайте здесь или здесь