«Би-би-си»: книжные магазины получили список книг, которые издатель попросил вернуть или уничтожить. Среди них — произведения Славоя Жижека, Виктора Ерофеева и Рю Мураками

«Би-би-си»: книжные магазины получили список книг, которые издатель попросил вернуть или уничтожить. Среди них — произведения Славоя Жижека, Виктора Ерофеева и Рю Мураками

Компания «Торговый дом БММ» направила в книжные магазины письмо с требованием вернуть или уничтожить 37 книг издательств «Рипол Классик» и «Дом историй» (аффилированы с «БММ»), пишет «Русская служба Би-би-си».

Письмо, подписанное гендиректором «БММ» Анастасией Никитановой и отправленное 26 мая, оказалось в распоряжении журналистов. Информацию о том, что оно было разослано продавцам, «Би-би-си» подтвердили сотрудники двух книжных магазинов.

В письме «БММ» просит магазины «незамедлительно прекратить реализацию и возвратить» книги из своего списка — в нем 37 наименований — «либо уничтожить оставшиеся экземпляры, представив письменное подтверждение уничтожения».

Свои требования в «БММ» объяснили попыткой «избежать неблагоприятных последствий» в связи с подозрениями, что в книгах есть информация, «несоответствующая требованиям российского законодательства».

В список среди прочих попали книги американского писателя, лауреата Пулитцеровской премии Джеффри Евгенидиса «Девственницы-самоубийцы» и «Средний пол», книга философа Славоя Жижека «Шутки Жижека», несколько книг писателей Виктора Ерофеева (в том числе «Русский апокалипсис» и «Энциклопедия русской души») и Рю Мураками («Экстаз», «Топаз», «Караоке»).

«Проверили список, у нас таких книг сейчас нет. Если б были, то проверили, бы, что с ними не так. Почему издательство эти книги выбрало, я понятия не имею. У страха глаза велики, и это признак моральной паники, которая сейчас охватила рынок», — рассказал «Би-би-си» сотрудник одного из российских книжных магазинов.

В «БММ» не стали отвечать на вопросы журналистов. Сергей Макаренков, глава и один из бенефициаров «Рипол Классик», а также отец сооснователя «БММ» Бориса Макаренкова, предположил, что требования «БММ» связаны с «законом об ЛГБТ».

«Я думаю, это связано с законом об ЛГБТ, скорее всего, это так. Это надо уточнить у „БММ“, я только что из отпуска вернулся, поэтому не могу вам четко объяснить, что там произошло, — сказал Сергей Макаренков. — Я думаю, это такая же история, как списки „Эксмо“ и так далее. Такие списки везде сейчас будут фигурировать, совершенно нормальная история».

Борис Макаренков сказал «Би-би-си», что он лишь миноритарный акционер «БММ» и не в курсе ситуации.