Парламент Грузии принял в третьем (и окончательном) чтении аналог российского закона об «иноагентах». Этому не помешали даже масштабные и многодневные протесты оппозиции. Президент страны Саломе Зурабишвили уже обещала наложить на закон вето. Но у правящей партии «Грузинская мечта» есть достаточно голосов депутатов, чтобы преодолеть его.
Рассылка «Сигнал» от создателей «Медузы» уже несколько раз подробно разбирала, почему репрессивные законы в разных странах (и в особенности, в постсоветских странах) так похожи друг на друга. Ниже — краткий пересказ этих писем, а по ссылкам — их полные версии.
● Зарубежный опыт. Ограничение прав и свобод в одной стране может влиять на характер репрессий в другой. Исследователи называют такой механизм «авторитарной диффузией»: государства учатся друг у друга не только «лучшим практикам» госуправления, но еще и репрессиям. Российский опыт вдохновил принятие целой серии схожих репрессивных норм в Центральной Азии, Восточной Европе и Латинской Америке.
● Иностранное влияние. «Иноагентов» ищут не только автократы, но и вполне демократические страны. Конечно, из-за российского опыта международное сообщество все чаще воспринимает статус «иноагентов» как репрессивный инструмент. Но политическая обстановка в мире такова, что даже устойчивые демократии не могут перестать искать «иностранное влияние», угрожающее их суверенитету.
● Стигматизация. Статусы «иноагентов» в недемократических режимах — реальная дискриминация, санкционированная государством. Исследователи детально изучили, как устроена стигматизация разных социальных групп. Но иногда государства создают новые «стигмы» по признаку политической нелояльности. И это действительно эффективный инструмент для консервативной мобилизации «молчаливого большинства».
● Как на Западе. В декабре 2023 года Грузия официально стала страной-кандидатом на вступление в Евросоюз. Брюссель призывает грузинские власти отказаться от принятия закона об «иноагентах» и критикует подавление протестов оппозиции. Для многих стран стать «частью Запада» значит превратиться в «нормальную страну» — с развитой демократией, верховенством права и «европейскими ценностями». С точки зрения Брюсселя, грузинский закон об «иноагентах» может стать тестом на принадлежность к «настоящим европейцам».
Подписаться на «Сигнал» можно на сайте getsignal.news.