После вторжения в Украину казалось, что Россия растеряет влияние в Центральной Азии. В реальности связи только укрепились. Что помогает РФ конкурировать с Китаем? Большое исследование Темура Умарова (Берлинский центр Карнеги)
До вторжения России в Украину позиции Москвы в Центральной Азии считались крайне прочными. Но два года войны, санкций и изоляции пошатнули положение. Может показаться, что Москва растеряла позиции в регионе, а доминирующей внешней силой там стал Пекин.
Однако в реальности ситуация иная. В первую очередь потому, что пяти странам, зажатым в глубине континента без выхода к морю, — Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану, Туркменистану и Узбекистану — невыгодно, чтобы один влиятельный сосед просто вытеснил другого. Поэтому все они стремятся диверсифицировать связи с внешним миром. Для них важны и Россия, и Китай, — причем часто именно как тандем крупных держав, выстроивших прагматичное взаимодействие друг с другом.
О том, как Москва и Пекин сотрудничают со странами региона в сферах экономики и безопасности, почему их собственные отношения едва ли можно назвать соперничеством и почему важно не лишать субъектности сами центральноазиатские государства, в большом исследовании рассуждает научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Темур Умаров. С разрешения Берлинского центра Карнеги (@carnegiepolitika) мы публикуем этот материал полностью.
———
Открыть текст без VPN.