После войны в Россию вернутся десятки тысяч людей с ПТСР. Государство готовится к этому, но не слишком эффективно — мы рискуем столкнуться с разгулом преступности и домашнего насилия
«Запирается в комнате и пьет с утра до вечера», «Ни с кем не общается», «Кричит по ночам», «Беспричинно кричит на жену и детей или избивает их», «Категорически отказывается идти к врачу и даже обсуждать этот вопрос» — жалуются в группе «ВКонтакте» родственники военных, вернувшихся с войны.
Они не знают, что делать и как помочь своим близким, столкнувшимся с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Государство, судя по всему, тоже не знает — но все же пытается подготовиться к возвращению комбатантов с фронта (а их будет на порядок больше, чем после Чечни и Афганистана).
Издание «Берег» рассказывает, что чиновники делают не так:
✹ В России появились новые клинические рекомендации по лечению ПТСР. Но специалисты их критикуют (неудивительно — там написаны поразительные вещи). Например, что отказ от немедленной эвакуации человека при стрессовых реакциях и скорейшее его возвращение в боевую обстановку оказывает на него положительное действие. Один из авторов клинреков — дочь министра обороны Сергея Шойгу, Юлия.
✹ Государство уже создает специальные фонды для «защитников отечества». Работают ли они? Кажется, вы и так знаете ответ.
✹ Военным предстоит столкнуться не только с симптомами заболевания — но и со стигмой. Кроме того, сложно будет не только участникам вторжения, но и их близким.
С любезного разрешения коллег «Медуза» публикует текст «Берега» целиком.
———
Открыть материал без VPN.