Российские власти хотят, чтобы 8 марта было исключительно днем весны, красоты и нежности. Но это еще и День борьбы женщин за свои права, день борьбы с насилием, дискриминацией и стереотипами.
Имейл-рассылка «Сигнал» от создателей «Медузы» много раз рассказывала о роли женщин в российском обществе. Ниже — сверхкраткий пересказ избранных выпусков, а по ссылкам — полные версии текстов.
● Женский день. Текст, вышедший ровно год назад, рассказывает о «второй смене» — неоплачиваемом и «незаметном» домашнем труде, которым, как правило, занимаются женщины. Это проблема мирового уровня: пока ни одна страна не приблизилась к справедливой модели распределения домашних обязанностей.
● Режиссерка. Письмо о феминитивах, вышедшее на фоне ареста режиссерки Жени Беркович и драматургини Светланы Петрийчук. Два главных вопроса этого выпуска: почему феминитивы многих раздражают и что вообще они могут изменить. И ответ на второй примерно такой: гендерный разрыв в оплате труда феминитивы, конечно, не сократят, но они подсвечивают неравенство и делают женский вклад в экономику виднее.
● Женщины и дети. Политики с удовольствием объясняют принятие любых (в том числе репрессивных) законов заботой о «женщинах и детях». Текст объясняет, что если женщины и дети и нуждаются в особой защите, то лишь той, которую они сами запросили. Все остальное — политическая манипуляция.
● Мать-героиня. Возродив звание матери-героини в России, Путин дал понять — государство рассматривает граждан как демографический ресурс, который можно тратить по своему усмотрению. Между тем, в современной России героизм нередко требуется уже с первым ребенком, не то что с десятым (таковы условия получения звания).
● Чайлдфри. Женщины, отказавшиеся от пути материнства, из героинь превращаются в угрозу для государства. По крайней мере, так считают сами российские власти, да и многие другие режимы по всему миру. Это письмо — о пронаталистской политике и о том, почему страны видят опасность в желании граждан иметь личную автономию.
● «Верните мужа». Текст о том, как жены и матери мобилизованных требуют от властей вернуть слишком долго воюющих россиян. Вряд ли такое движение остановит войну (оно, впрочем, не для этого и существует), но у женского протеста много лиц, семейным протестом он не ограничивается. Полтора года назад мы написали о том, почему такой протест — особенный, и как девушки меняют мир к лучшему.
Подписаться на «Сигнал» можно здесь.