Российские правозащитники впервые за три года посетили Украину, чтобы зафиксировать преступления РФ

Российские правозащитники впервые за три года посетили Украину, чтобы зафиксировать преступления РФ

Активисты российской правозащитной организации "Мемориал" посетили Украину, чтобы на месте задокументировать нарушения прав человека со стороны России, сообщил на пресс-конференции в Берлине сопредседатель организации Олег Орлов. Вместе с ним в Украину ездили Владимир Малыхин и Наталья Морозова.

Поездка стала возможна благодаря сотрудничеству с Харьковской правозащитной группой. Это один из первых публичных случаев сотрудничества российских и украинских правозащитников за три года войны, отмечает dpa. "Эта поездка была очень важна для меня", - сказал Орлов, который был арестован в России за протест против войны и освобожден в 2024 году в рамках обмена заключенными.

В январе представители "Мемориала" посетили Киевскую, Черниговскую и Херсонскую области, Одессу, Николаев и Херсон и пообщалась с жертвами нарушений прав человека со стороны РФ. "Им было трудно разговаривать с нами. Но они говорили", - рассказал Орлов о реакции украинцев на российских правозащитников.

Правозащитникам удалось поговорить с пострадавшими от российских обстрелов, вернувшимися в Украину пленными, родственниками погибших. "Мы встретились с одним жителем Черниговской области. Троих его сыновей допрашивали, пытали, избивали российские силовики из-за подозрения в участии в АТО. А через несколько дней их вывезли в поле и расстреляли. Одному сыну повезло: пуля прошла по касательной, он сумел выбраться и выжил. Благодаря ему мы знаем эту историю", - рассказал Орлов.

Истории обстрелов гражданских объектов, незаконных арестов, пыток и секретных тюрем знакомы правозащитникам по другим российским войнам, отметил Орлов: "Разрушению Мариуполя предшествовали руины Алеппо и Грозного".

"Наша цель - чтобы преступники не остались безнаказанными, - отметила Наталья Морозова. Она считает, что преступники действительно этого боятся, так как, пытая людей, скрывают свои лица. - Они боятся деанонимизации, и поэтому мы хотим их деанонимизировать".

@dwglavnoe