ТРИГГЕР. Европа никак не решится конфисковать активы России за рубежом... Что мешает все отнять и передать Украине?

ТРИГГЕР. Европа никак не решится конфисковать активы России за рубежом... Что мешает все отнять и передать Украине?

Казалось бы, лед тронулся: комитет Сената США по международным отношениям поддержал законопроект о передаче "замороженных" активов РФ Украине. В основном речь о долговых бумагах, валюте и золоте. Если его одобрят Сенат и палата представителей Конгресса США, документ отправится на подпись Байдена. Евросоюз действует не так решительно. Европейские политики продолжают обсуждать разные опции. Очередные дискуссии назначены на февраль (встреча G7), и их исход не очевиден.

В США хранится не так много российских активов: "всего" $5 млрд. В целом же, по оценкам Bloomberg и FT, союзники Украины лишили Россию доступа к ценным бумагам и валюте на $280 млрд. Около двух третей этих средств размещены в ЕС, львиная доля - в бельгийском депозитарии Euroclear.

‍♀️ $280 млрд - это много? За два года войны все союзники Украины выделили ей помощь на аналогичную сумму ($240 млрд), подсчитали эксперты Кильского института мировой экономики. При этом в последние месяцы финансирование радикально снизилось. В США завис пакет военной помощи на $61 млрд, а ЕС не удается согласовать экономическую помощь на €50 млрд и военную на €20 млрд.

Если Европа уже решилась на заморозку резервов России, почему в сложившейся ситуации она не делает второй шаг? Потому что два этих действия разделяет пропасть. Под "заморозкой" понимается следующее: санкции, наложенные на российские ЦБ и Минфин, запрещают любые транзакции с обоими учреждениями. Но сами их средства - неприкосновенны. Более того, они генерируют прибыль. Euroclear уже заработал на них несколько миллиардов евро, просто у РФ нет к этим деньгам доступа. Под аналогичные санкции попадали Иран, Сирия, Афганистан и Венесуэла. А вот конфискация - другое дело.

⚖️ Для отъема резервов России не существует готового механизма. Например, законы Евросоюза допускают конфискацию при наличии доказательств совершения конкретного уголовного преступления. США, по данным FT, убеждают союзников, что конфисковать российские активы можно на том основании, что России по-любому должна компенсировать ущерб. Каким он в итоге окажется, предсказать сложно. После первого года войны ООН оценивала восстановление Украины более чем в $400 млрд. По логике США, распределять отобранные у России деньги должны Всемирный банк и ЕБРР. Разработать юридическую базу для такого решения можно, считают эксперты.

⚠️ Но главная проблема состоит скорее в том, что отъем создаст опасный прецедент. Другие государства могут расценить решение о конфискации российских активов как свидетельство ненадежности США и ЕС в качестве хранителей их резервов - о чем предупреждают, например, эксперты центра Bruegel: и если позиции доллара слишком сильны, чтобы кто-то добровольно захотел от него отказываться, то для евро это может стать ударом.

‍♀️ Эта точка зрения популярна, но у нее есть и противники - в том числе заслуженные. Американский экономист, нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц обращает внимание, что заморозка активов сама по себе к оттоку капиталов из США и ЕС не привела - хотя не факт, что Россия свои активы когда-нибудь получит. Кроме того, отмечает Стиглиц, речь об экстраординарном событии - агрессивной войне. Если страна ни на кого не нападает, то нечего и опасаться.

Характер высказываний европейских политиков на форуме в Давосе указывает, что логика Стиглица вряд ли будет взята на вооружение. К концу второго года войны им все труднее договариваться о поддержке Украины. Судя по последним официальным высказываниям и кулуарным разговорам из Брюсселя, конфискация активов России предметно даже не обсуждается. Речи нет и об изъятии прибыли от их инвестирования. Обсуждается лишь передача Украине налога на эту прибыль.

Конфискация российских резервов обсуждается без малого два года. Похоже, это ружье наконец выстрелит, но выстрел не будет смертельным.

@dwglavnoe