ТРИГГЕР. Что думают россияне о войне в Украине к концу второго года полномасштабного вторжения?

ТРИГГЕР. Что думают россияне о войне в Украине к концу второго года полномасштабного вторжения?

Число сторонников продолжения войны в Украине среди россиян сокращается, сторонников мирных переговоров — растет, свидетельствуют данные последних соцопросов. В ноябре 57% респондентов “Левада-центра” высказались за начало мирных переговоров. Это самое высокое значение с начала “частичной мобилизации” осенью 2022 года. Месяцем ранее было сторонников мира было 56%, а в сентябре 51%. Особенно много сторонников мирных переговоров нашлось среди граждан от 18 до 24 лет - 73%. А также среди зрителей YouTube - 66%.

Впрочем, “голубей” в опросах “Левады” почти всегда оказывалось больше, чем “ястребов”. Единственным исключением стал май 2023 года, когда армия РФ взяла Бахмут. А вот уровень поддержки самой “специальной военной операции” остается стабильно высоким. “Полностью” или “скорее” поддерживают 74%, не поддерживают - 19%. Получается так: россияне остаются лояльны власти, а стремление к миру носит пассивный характер; закончится - прекрасно, нет - что ж...

✍️ Стоп, а другие опросы? Они дают чуть иную картину. Социологи из Russian Field выяснили, что в первые полгода войны идею мирных переговоров поддерживали 35%, не поддерживали 53%. Затем до июня 2023-го доли “голубей” и “ястребов” были почти равны (44% и 46%). Но в последнем, октябрьском, опросе баланс сместился в пользу первых: 48% против 39%.

Может, россияне боятся сказать, что думают на самом деле? В целом опросы “Левады” показывают более высокий уровень поддержки войны, чем опросы новых независимых центров вроде Russian Field. Это интервью тет-а-тет в России, поэтому фактор страха нельзя не учитывать. “Судя по всему, [наши] опросы устраивают власть, поскольку мы сообщаем, что ее действия одобряет большинство, - рассуждает Алексей Левинсон из “Левады”. - Очень может быть, что нас держат из-за этого, а также для этого”.

Другое объяснение: противники войны не всегда прямо выражают мнение, считая, что оно непопулярно. Этот эффект известен как “спираль молчания” (теория Элизабет Ноэль-Нойман) — принцип его работы в современной России описали социологи Владимир Звонковский и Александр Ходыкин. В упрощенном виде спираль устроена так: боясь остаться в меньшинстве, люди предпочитают помалкивать → в результате мнение, которое они считают непопулярным, звучит реже → это заставляет их думать, что оно становится еще менее популярным → желающих высказаться становится все меньше и меньше.

При этом высокий уровень одобрения “СВО” не значит, что у россиян милитаризированное сознание. Лаборатория публичной социологии пишет об этом так: “Оправдывая войну, люди обычно говорят: мы не знаем, да и не особо любим этих ребят в Кремле, мы далеки от политики, но, может быть, люди во власти знали что-то такое, чего не знаем мы, поэтому и начали войну, ведь не начинают же такое беспричинно?”

Восприятие войны как стихийного бедствия, бороться с которым бесполезно, стало мейнстримом, и как следствие, россияне быстро оправились от шока и начали лихорадочно потреблять. Тема войны отошла на второй план: согласно другому опросу “Левады”, самым важным событием ушедшего года россияне сочли рост цен (38%). На втором месте (25%) решение Путина вновь избираться на пост президента. Продолжение войны в Украине главным событием назвали 22%, и столько же - вспышку арабо-израильского конфликта после резни, устроенной террористами ХАМАС.

Так “хотят ли русские войны”? Даже если нет, закончиться она должна сама. Без их участия.

@dwglavnoe