ТРИГГЕР. Закат глобализации. Страны закрывают свои рынки?
За последние 30 лет мировая экономика выросла втрое. С окончанием холодной войны границы стали прозрачнее, товары и технологии смогли легко их пересекать. Период с распада СССР до терактов 11 сентября стал одним из самых спокойных в новейшей истории. Но спустя еще 20 лет полномасштабное вторжение России в Украину подписало приговор эпохе глобальной торговли. Что же сломалось в миропорядке?
⚡️ Деглобализация начала оформляться пять лет назад, когда усилиями Трампа США и Китай вступили в торговую войну. Конфликт между крупнейшими державами повысил уровень неопределенности в бизнесе. Международный валютный фонд подсчитал, что потенциал роста ВВП Земли потерял из-за него всего 0,4%. Но это было лишь начало.
Пандемия COVID-19 усугубила неопределенность, нарушив цепочки поставок многих товаров. А решающий удар нанесли санкции последних двух лет, сделав уровень неопределенности запредельным. В экономическом смысле выделились два условных лагеря: в одном сторонники Украины, в другом - страны во главе с Китаем, которые не осудили российскую агрессию. Первые обложили Россию санкциями, вторые позволяют Путину их обходить.
Эксперты МВФ смоделировали сценарий, в котором эти блоки перестают торговать между собой. Такой расклад они считают не самым вероятным, но вполне реалистичным. Хотя, казалось бы, со времен холодной войны значительно вырос вес "средних" держав. Это страны вроде Индии и Турции, которые стремятся извлекать выгоду из конфликтов, но сами в них не вступают.
Геополитические риски все больше пугают бизнес. Кому хочется сталкиваться с санкциями или отъемом активов? Bloomberg подсчитал, что в 2023 году руководители американских компаний ссылались в своих выступлениях на "геополитику" более 12 тысяч раз (втрое чаще, чем в 2021-м). Это слово звучит в контексте очень конкретных планов релоцировать производства из Китая - домой или в более предсказуемые страны.
Теперь так: компании по умолчанию выбирают менее рискованные локации. В 2010-х, по подсчетам того же Bloomberg, на страны, не осудившие Россию в ООН за аннексию Крыма и дестабилизацию Украины, приходилось около 30% международных прямых инвестиций в новые предприятия. В последние же два года их объем сократился вдвое. Доля Китая из-за плохих отношений с США оказалась ниже 2%, хотя раньше превышала 10%. При этом самый большой рост прямых инвестиций - в Штатах. Другие страны G7 тоже их нарастили.
И даже старые производства уходят из стран с повышенным риском. Для этого процесса есть специальное название - "решоринг". Тем временем США переживают бум строительства новых заводов. В 2023 году расходы на строительство новых площадок взлетели на 80%. Лидируют по капзатратам производители электроники.
Итого: компании вкладываются в свои экономики или в экономики стран, с которыми сложнее поссориться. Часто бизнес предупреждают не консультанты "большой тройки", а чиновники. К примеру, в немецкой стратегии развития отношений с Китаем компаниям рекомендовано "учитывать геополитические риски при принятии решений". А если риски реализуются - не ждать помощи от государства.
Правительства можно понять - они беспокоятся о внутренних рынках. Так, лидеры ЕС переживают из-за того, что переход на возобновляемые источники энергии попал в зависимость от оборудования, производимого в Азии. Европа почти не производит солнечные панели - 90% импорта обеспечивает Китай. Европарламент проголосовал за то, что зависимость от отдельных стран на критически важных рынках не должна превышать 65%.
На заре глобализации многие надеялись, что с инвестициями глобального Севера в другие страны придут демократические ценности. Сотрудничество Германии с Россией развивалось в той же логике - Wandel durch Handel ("Изменение через торговлю"). Но автократии остались автократиями - просто приняли капитализм и разбогатели.
Глобализация не принесла свободы - в том числе бизнесу, который стал заложником геополитических амбиций.
@dwglavnoe