ТРИГГЕР. Новый средний класс России. Кто эти люди?

ТРИГГЕР. Новый средний класс России. Кто эти люди?

Бедные в кризис беднеют, богатые - богатеют. Социолог Роберт Мертон назвал эту закономерность эффектом Матфея ("всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет"). В России кризисы случаются раз в три-четыре года, и раньше они всегда проходили так. Но кризис, спровоцированный войной против Украины, развивается по-другому.

Денег внезапно стало больше и у богатых, и у бедных. В 2023 году Forbes нашел в государстве-агрессоре на 22 долларового миллиардера больше, чем в прошлом. Их общее состояние выросло почти на треть, превысив полтриллиона долларов. При этом количество граждан за гранью нищеты сократилось. Недавно Росстат насчитал 16 млн человек, чьи доходы были ниже 14 200 рублей в месяц, хотя после начала войны таких было 17,2 млн.

Рост доходов - аномалия военного времени. Зарплаты выросли на 7,4%, а реальные располагаемые доходы - на 4,8%. Это выше и динамики ВВП, и роста производительности труда. На этом празднике не улыбается лишь одна группа - экономически успешные и вестернизированные жители мегаполисов. Для них инфляция гораздо выше средней. Одни привычные товары и услуги пропали, другие сильно подорожали. Именно эти граждане подняли новую волну эмиграции минимум в 800 000 человек. Зато на их месте появились "новые средние"...

‍‍‍ Стоп, а средний класс - это вообще кто? Всемирный банк главным критерием считает доход: если уровень бедности превышен хотя бы в полтора раза - средний класс. Этот метод нравится Путину, так как относит более 70% граждан к респектабельной страте. Есть и более жесткие критерии оценки: жилье, авто, в остатке - еще два прожиточных минимума (после выплат по кредитам и т.п.). Чтобы семья из трех человек в мегаполисе была записана в "средние", супругам надлежит зарабатывать по 150 000 рублей в месяц каждому. В провинции - вдвое меньше.

Что же случилось? В средний класс ворвались силовики и работники военного-промышленного комплекса. В уходящем году регионы собрали на 13% больше подоходного налога, чем в 2022-м, а самый впечатляющий рост был там, где крупные оборонные предприятия. Чемпион по сборам - Курганская область, где производят БТР и БМП. Война вызвала кадровый голод, и оборонка запустила гонку зарплат.

⚰️ Еще сильнее выросли доходы тех, кто воюет. Зарплаты военных на фронте начинаются от 210 000 рублей в месяц. В случае их смерти семьи получают до 12,4 млн рублей. То и другое - немыслимые деньги для большинства граждан. "Происходит удивительный процесс: периферия выравнивается по доходам с крупными городами, - фиксирует экономический географ Наталья Зубаревич. - Ведь немало оборонных предприятий находятся в средних и малых городах. И большинство контрактников не из столиц".

⚖️ Насколько устойчиво благополучие нового среднего класса? Стабильность обеспечена, как мы рассказывали, сверхдоходами от продажи нефти. Но это злокачественный рост - "мирные" секторы экономики за ним не следуют. И чем дольше Россия под санкциями, тем труднее ей наращивать бюджетные расходы. А наращивать придется, ведь инфляция тоже растет, предупреждает Институт экономики РАН. Как только нефтяная прибыль снизится, доходы силовиков и сотрудников оборонки упадут, и благополучие кончится.

Перефразируя советскую поговорку: не жили богато - нечего и привыкать.

#Триггер выходит дважды в неделю и касается вопросов, которые нас раздражают, но не могут оставаться без ответа. @DWglavnoe бережно и компетентно разбирает их.