Министры иностранных дел России и Таджикистана обсудили положение сотен таджикских граждан, застрявших на границе. Душанбе и Москва пересказали разговор по-разному
Российский посол в Таджикистане накануне получил ноту из МИДа страны с выражением обеспокоенности в связи с тем, что сотни таджикских граждан застряли в российских аэропортах и на сухопутной границе.
Представитель российского МИДа Мария Захарова объяснила происходящее усилением мер безопасности на фоне произошедшего месяц назад нападения на концертный зал «Крокус Сити Холл».
«Таджикистанской стороне даны дополнительные подробные разъяснения о проводимых российскими службами мерах по профилактике терроризма в соответствии с законодательством Российской Федерации», — так описаны переговоры, состоявшиеся во вторник, в пресс-релизе на сайте МИД России.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров, сказано в сообщении, заявил, что меры — временные и не направлены против представителей конкретной нации или религии.
В таджикском же варианте коммюнике говорится, что имеет место «негативное отношение к гражданам Таджикистана и повсеместное нарушение их прав и свобод» и что это не соответствуют принципам двусторонних отношений.
«В контексте заявления С. Лаврова „о не направленности принимаемых мер против конкретной нации или религии“, С. Мухриддином было подчёркнуто, что данный тезис несовместим с реальной обстановкой и негативные действия применяются исключительно в отношении граждан Таджикистана», — так Душанбе пересказал разговор министра иностранных дел Сироджиддина Мухриддина с Лавровым.
Вечером во вторник агентство ТАСС опубликовало сообщение со ссылкой на источник в российском МИДе, который предложил считать корректной версию разговора, изложенную Москвой.
На выходных около тысячи прилетевших в Москву граждан Таджикистана не смогли пройти пограничный контроль. Большинству отказали в допуске в Россию без указания конкретных причин. Сотни людей оставались в погранзоне аэропортов, некоторых стали вывозить обратно. Среди тех, кого не пустили — студенты, проходящие обучение в российских вузах.
Одновременно на сухопутных погранпереходах с Казахстаном растянулись многокилометровые пробки. И там граждане Таджикистана сообщают об усиленных проверках и частых отказах в пересечении границы. Ситуацию усугубляет еще и то, что два погранперехода между Россией и Казахстаном модернизируются и автомобили едут там очень медленно.
На произошедшее в «Крокус-Сити-Холле» российские власти откликнулись массовыми облавами и выдворением трудовых мигрантов.
Чаще всего это касалось именно граждан Таджикистана: решений о выдворении в судах Москвы и Петербурга, как рассказывала Би-би-си, за пару недель после нападения на концертный зал стало больше как минимум на треть.
Другие российские регионы отреагировали ограничениями на работу мигрантов из Центральной Азии в некоторых профессиях и отраслях.