Редактор отдела экономики Русской службы Би-би-си Ольга Шамина – об обещании Путина вкладывать триллион рублей в оккупированные Россией территории Украины
Ежегодно Россия будет вкладывать триллион рублей в оккупированные Россией территории Украины, пообещал Владимир Путин.
Много ли это? Всего из федерального бюджета потратитили за первые 11 месяцев этого года 26,8 трлн рублей — вроде бы 1 трлн рублей от этой суммы это не так много.
Дефицит бюджета за 11 месяцев составил 878 млрд — это почти равно сумме, которую Путин обещал вкладывать в оккупированные регионы.
При этом с помощью этих расходов власти России фактически пытаются восстановить ущерб, который сами же нанесли войной городам Украины. Многие города на оккупированных территориях почти полностью разрушены, а некоторые очень серьезно пострадали, включая такие крупные города как Мариуполь. А теперь российские госсми сообщают об активной стройке на этих территориях.
Киевская школа экономики регулярно оценивает ущерб, который понесла Украина от действий России. Летом украинские экономисты оценивали ущерб, нанесенный инфраструктуре страны, в 150 млрд долларов — это более 13,5 трлн рублей по текущему курсу.
В вопросах экономики (как и во многих других) Путин приукрашивает реальную ситуацию. Сегодня он рассказал о том, что оккупированные регионы заплатили в федеральный бюджет 170 млрд рублей — по его словам, это сигнал, что там восстанавливается экономика.
Скорее всего, эти цифры — производные от расходов, которые российские власти вкладывают в регион. На этом теоретически мог заработать местный бизнес и население, а также граждане России, приезжающие в эти регионы, например, на стройки. Многие из них платят налог на доходы физических лиц, часть которого идет в федеральный бюджет.
Федеральные налоги с оккупированных территорий российские власти начали взимать с начала 2023 года. В августе российское рейтинговое агентства АКРА считало, что собственные доходы этих четырех регионов составили 40 млрд рублей. ДНР по объемам налогов тогда приблизилась к Дагестану — правда, этот регион из года в год был дотационным.
Фактически оккупационные территории стали для России еще одними дотационными регионами, экономика которых плохо функционирует без вливаний из бюджета.