Корреспондент Русской службы Би-би-си Наталия Зотова – о суде над правозащитником Олегом Орловым:

Корреспондент Русской службы Би-би-си Наталия Зотова – о суде над правозащитником Олегом Орловым:

Сейчас в Головинском суде Москвы проходит последнее заседание по делу Олега Орлова: председателя ликвидированного «Мемориала» судят за антивоенный пост в фейсбуке по уголовной статье о дискредитации армии. Сегодня должны пройти прения сторон, а Орлов — произнести свое последнее слово.

Правозащитник «заработал» уголовную статью после того, как его дважды привлекли к административной ответственности – тоже за «дискредитацию»: в первые месяцы войны в Украине он дважды выходил с антивоенными плакатами и был задержан.

В самом начале заседания прокурор попросила суд отправить Орлова на психиатрическую экспертизу: на том основании, что заметила у него «обостренное чувство справедливости, отсутствие инстинкта самосохранения, позерство перед гражданами».

Обоснование гособвинителя оказалось еще хлеще, чем само ходатайство: прокурор напомнила, что в советские времена Орлов протестовал против войны в Афганистане, а таких людей в то время «отправляли на экспертизу».

«Тех, кого по политическим мотивам отправляли в психиатрические клиники, реабилитировали. Это явление осудили и назвали "карательной психиатрией". А теперь гособвинитель ссылается на эту преступную практику», — парировал сам правозащитник.

Впрочем, судья отказалась отправлять Орлова на экспертизу.

Обвинение запросило для Орлова 250 тысяч штрафа. Это выглядит как очень мягкое наказание. Многие другие противники войны получили по этой же статье реальные сроки: например, Алексей Москалев, отец нарисовавшей антивоенный рисунок девочки, был приговорен к 2 годам колонии. Предприниматель Дмитрий Скурихин, разрисовавший свой магазин антивоенными лозунгами, получил полтора года заключения.

Сам Орлов на заседании настаивал, что статья, по которой его судят — дискриминационная, она фактически заставляет его отказаться от собственных взглядов и не высказывать своего мнения. «Если мнения части граждан России о собственных интересах не совпадают с представлениями об этом главнокомандующего, они не имеют право об этом говорить?» — спрашивал он.

Правозащитный центр "Мемориал" был признан властями России иноагентом в 2014 году, а "Международный мемориал" - в 2016-м.