Что происходит с рублем, объясняет наш экономический редактор Ольга Шамина
Курс доллара в этот понедельник превысил 102 рубля, а евро – 108 рублей. Ближе к вечеру обе валюты чуть откатились – подешевели на несколько копеек.
Многие аналитики ждали, что осенью рубль, который фактически дешевеет с начала года, как минимум стабилизируется или даже начнет укрепляться. Но этого не произошло. Доллар с начала сентября вырос почти на 6%, а евро – на 2,5%.
Факторы давления на рубль пока все те же. В БКС, например, объясняют падение рубля «дисбалансом между спросом на иностранную валюту и ее предложением». Грубо говоря, в страну поступает меньше валюты, чем нужно населению и бизнесу. А высокий спрос на валюту в компании объясняют растущим импортом и выводом капитала за рубеж.
Большинство факторов, которые приводят к падению рубля, принципиально не изменились.
Власти пытались поддержать рубль несколькими способами: договорились с экспортерами о продаже валютной выручки на рынке, ЦБ начал повышать ставку и ежемесячно продает валюту в рамках нового механизма.
Но пока всех этих мер оказывается недостаточно, чтобы стабилизировать рубль. Аналитики в основном пишут о том, что экспортеры неохотно продают валюту – и для стабилизации рубля объемов продаж не хватает.
При этом многие прогнозы все же предполагают укрепление рубля к концу года. Росбанк, например, ждет, что в четвертом квартале доллар будет 92 рубля, а евро – 102. Экономист Дмитрий Полевой пишет, что рубль в течение месяца «может даже немного подрасти».
Возможно, рубль стал и жертвой геополитической ситуации. Любые войны и конфликты повышают волатильность на рынках. Грубо говоря, инвесторы не знают, чего ждать, распродают все активы, представляющие риск, и уходят в защитные активы.
Возможно, как раз сейчас это и происходит: те, кто паникует, избавляются от рублей и покупают валюту.
@bbcrussian