❓Могли ли Путин и Ким Чен Ын договориться о поставках оружия и боеприпасов из КНДР? И что взамен может получить Северная Корея? Би-би-си спросила об этом у старшего научного сотрудника университета Кунмин (Сеул) Федора Тертицкого

❓Могли ли Путин и Ким Чен Ын договориться о поставках оружия и боеприпасов из КНДР? И что взамен может получить Северная Корея? Би-би-си спросила об этом у старшего научного сотрудника университета Кунмин (Сеул) Федора Тертицкого

Тертицкий обращает внимание на детали: «По части количества, я не сомневаюсь, что Северная Корея, если на это будет воля Пекина, Москвы и Пхеньяна, может поставить довольно много снарядов. У них всегда был военно-промышленный комплекс в приоритете, а в условиях плановой экономики, можно развивать его довольно быстрыми темпами. Вопрос с качеством. Корейская народная армия, по сути, не воевала с 1953 года. Какого-то полноценного участия в военной интервенции где-нибудь с тех пор не было».

Первые данные о появлении оружия из КНДР на украинском фронте появились год назад, поставки были небольшими, Тертицкий предполагает, что боеприпасы получила ЧВК «Вагнера». Боеприпасы из КНДР обнаружили украинцы, сказав, что они отвратительного качества, напомнил эксперт.

КНДР же, по его мнению, ожидает от России, в первую очередь, продовольственную помощь, к тому же, это выгодно Китаю. «Если северокорейцев будут кормить, особенно не за китайский счет, это только хорошо. Китайцам бы хотелось, чтобы в Северной Корее все было стабильно — взрывного кризиса там не надо, потому что это очень много беженцев в Маньчжурии — у них же огромная граница. Плюс, если это коллапс северокорейского режима, это может быть объединение [Корей] с радостными улыбками американских солдат на границе, на базах, чего они тоже не хотят», — рассуждает Тертицкий.

Газета New York Times и агентство AP со ссылкой на анонимные источники писали, что Россия может предложить КНДР в обмен на снаряды и ракеты технологии для спутников, атомных подлодок и высокотехнологичных систем вооружения. Тертицкий считает, что Москва в этом случае будет ориентироваться на позицию Пекина: «Если Путин начнет лезть в то, что Китай считает своей зоной влияния, без санкции Пекина, товарищ Си отреагирует жестко, и это последнее, что сейчас нужно Путину. Я не знаю, будут ли [такие поставки] в больших масштабах, и я не очень понимаю, зачем китайцам это одобрять».

Тертицкий в разговоре с Би-би-си обращает внимание на три любопытных фактора в отношениях России с КНДР:

1️⃣ «Первое — это почти полное отсутствие торговли. Торговый баланс за 2022 год — ноль. Как будто, там железное эмбарго».

2️⃣ Второе — игнорирование темы войны в Украине на публичном уровне внутри КНДР: «Весь этот поток сообщений в северокорейских СМИ на тему того, как Пхеньян поддерживает все, что делает Путин, идет строго в СМИ, рассчитанных на заграницу. В главной газете „Нодон синмун“ — это а-ля советская „Правда“, которые читают сами северокорейцы, не было ни слова о войне».

3️⃣ «Третий фактор — то, насколько Россия идет гуськом за Китаем в отношениях с КНДР, редко проявляя самостоятельность, а иногда до смешного копируя КНР», — говорит Тертицкий.

@bbcrussian