Суд продлил до ноября арест Жене Беркович и Светлане Петрийчук
Хамовнический суд Москвы продлил еще на два месяца — до 4 ноября — арест театральному режиссеру Жене Беркович и драматургу Светлане Петрийчук — их обвиняют в «оправдании терроризма» из-за спектакля о россиянках, завербованных «Исламским государством» (организация признана в России террористической и запрещена).
В зал суда пустили только родственников и журналистов, хотя перед началом заседания у суда выстроилась целая очередь из желающих поддержать Беркович и Петрийчук.
Перед вынесением решения из зала суда попросили выйти всех видеооператоров и фотокорреспондентов.
Следователь Полещук, как и в предыдущие разы при рассмотрении вопроса о продлении ареста, повторил, что, по его мнению, Женя Беркович и Светлана Петрийчук могут сбежать или повлиять на свидетелей.
У Беркович двое приемных детей с особенностями, которых нельзя разлучать с матерью, на это неоднократно обращали внимание адвокаты, требуя заменить меру пресечения их подзащитной.
В ходе заседания 6 сентября Женя Беркович рассказала, что за время ее нахождения в СИЗО у ее приемной дочери развилась бронхиальная астма. О том, как дочери живут без нее, Беркович рассказала в письме.
«Я из всего этого понимаю, что для системы мы — арестованные, заключенные, осужденные — не существуем. Я отказываюсь так смотреть на мир, хотя это сложно, когда сидишь в тюрьме и видишь, что делают с твоей семьей.
Когда получаешь письма от бабушки 90-летней, которая говорит: „Я еще месяц не буду умирать, месяц до суда я еще продержусь“. А я ей говорю, что ничего хорошего от суда ждать не надо», — цитирует слова Беркович в суде «Медиазона» (издание признано в России «иноагентом»).
Беркович и Петрийчук находятся в СИЗО уже четыре месяца.
Они были задержаны 4 мая в Москве — сначала в статусе свидетелей, а затем подозреваемых по делу об «оправдании терроризма» (часть вторая статьи 205.2 УК РФ). Максимальное наказание по этой статье — до семи лет лишения свободы.
Заявление на Беркович и Петрийчук в правоохранительные органы написали активисты ультраконсервативного «Национально-освободительного движения» (НОД).
Объединение требовало обратить внимание на спектакль «Финист ясный сокол» еще два года назад, весной 2021 года.
Основанием для дела в том числе стала «комплексная деструктологическая экспертиза», которую представил создатель лженауки «деструктологии» Роман Силантьев. В ней, в частности, утверждается, что «радикальный феминизм» так же опасен, как «Исламское государство».
Ранее защита адвокат Светланы Петрийчук Сергей Бадамшин опубликовал в своем телеграм-канале официальный ответ Российского официального центра судебной экспертизы при Минюсте России на свой адвокатский запрос.
Из ответа ведомства следовало, что «деструктологическая» экспертиза, которая лежит в основе обвинения по делу Беркович и Петрийчук, не может быть доказательством в суде, так как «деструктология» не является наукой.
На заседании суда в среду, 6 сентября, адвокат Петрийчук Сергей Груздев отметил, что «деструктологическая» экспертиза из дела так и не исключена, сообщает «Медиазона».
Спектакль «Финист ясный сокол», поставленный Женей Беркович по пьесе Светланы Петрийчук, основан на реальных допросах и протоколах дел россиянок, завербованных «Исламским государством».
В 2022 году спектакль получил две «Золотые маски», одна из которых присуждена за сценарий (номинация «Лучшая работа драматурга»).
В минувшую пятницу, 1 сентября, Женю Беркович и Светлану Петрийчук наградили премией «Камертон» имени Анны Политковской, которую вручают журналистам «за выдающиеся достижения в области защиты прав человека, за мужество и последовательность в отстаивании принципов свободы слова, за честность, достоинство, гражданскую ответственность и человеческое сострадание».
@bbcrussian