«Может быть еще хуже»: New Yorker опубликовал статью с аргументами Сэма Чарапа в пользу переговоров с Россией

«Может быть еще хуже»: New Yorker опубликовал статью с аргументами Сэма Чарапа в пользу переговоров с Россией

В журнале New Yorker вышло эссе Кита Гессена (брат Маши Гессен), серьезно разбирающее непопулярную как в украинском обществе, так и в американском истеблишменте позицию: что нужно все же попытаться остановить войну путем переговоров с Россией. Одним из самых известных сторонников этой позиции является аналитик Rand Corporation Сэмюэл Чарап (наши корреспонденты тоже недавно разговаривали с ним для одной из наших статей).

Из-за его позиции его называли предателем и по сути агентом российского влияния. Многие указывали, что Чарап не раз до февраля 2022 года ездил на Валдайский форум, на котором Путин к окружении экспертов глубокомысленно рассуждал на разные темы международной безопасности. Сам Чарап отвечает, что это была единственная возможность подобраться к Путину и узнать, чего тот хочет.

Чарап корректно предсказал, что российское вторжение в Украину начнется в конце февраля 2022 года. Он ошибся в том, что это вторжение молниеносно достигнет своих целей и что поставки таких легких вооружений, как «джавелины» и «стингеры», в канун большой войны хоть в чем-то поможет Украине.

Чарап не одобряет многие действия, предпринятые Москвой в последние годы: вмешательство в американские выборы 2016 года и тем более вторжение в Украину. Но он считает, что реакция западных стран ошибочна. Он приводит пример санкций: они полезны тогда, когда существует возможность их снять, если взамен соответствующая стран согласится изменить свое поведение. Но американские законы о санкциях, принятые с 2017 года, написаны так, что практически никакой американский президент не сможет их отменить.

Нынешнее состояние, когда конца войны не видно, Чарап тоже считает ошибкой. Во-первых, по его мнению, ни у одной из сторон нет возможности одержать решающую победу. Во-вторых, «дипломатия — это не противоположность силового давления. Это инструмент достижения тех же целей, что и силовое давление», говорит Чарап, указывая на пример Корейской войны. Тогда переговоры тоже начались в разгар боевых действий, продолжались долго и в конце концов пришли к перемирию. Разрешить спор между Северной и Южной Кореей до сих пор не удалось, но прошло уже 70 лет, а они по-прежнему не воюют.

У многих западных экспертов есть аргумент, что поддержка Украины стратегически ослабляет Россию. Но Чарап считает, что эта цель уже достигнута, это произошло в начале войны. Продолжение войны ничего не добавляет, а возможно? лишь создает новые проблемы. «Ослабленная Россия — это хорошо, — цитирует эксперта журнал. — Но полностью изолированная, отмороженная Россия, Россия как Северная Корея — это не очень».

Ещё один аргумент заключается в том, что если согласиться на территориальные уступки Путину, то он решит, что завоевательные войны работают и нападет еще на какую-нибудь страну. В этой связи многие сравнивают Путина с Гитлером, что, по мнению Чарапа, не совсем обоснованно, но он допускает, что в этом его критики могут оказаться правы. Но одно дело — амбиции, а другое дело — возможности. По мнению Чарапа, возможностей для новых завоеваний у Путина нет.