Почему снятие санкций с Тинькова — важно. Объясняет редактор отдела экономики Русской службы Би-би-си Ольга Шамина
Олег Тиньков до сих пор остается по сути единственным российским бизнесменом, который жестко и публично осудил войну и после этого порвал связи с Россией.
Снятие санкций с него — важный прецедент для тех российских бизнесменов, которые не поддерживают войну в Украине и не одобряют действия властей. Публично они, как правило, не высказываются, а об их мнениях можно узнать лишь из редких утечек.
Причин этой закрытости несколько.
Во-первых, бизнесмены боятся за свои активы и бизнес, который они развивали годами. Публичное несогласие с позицией властей в современной России означает потерю всего.
Как раз это очень ярко видно на примере Тинькова.
Почти сразу после публикации его антивоенного поста в инстаграме пресс-служба «Тинькофф» заявила, что готовится ребрендинг банка (но он до сих пор не произошел). А всего через несколько недель бизнесмен продал свои активы в России.
Во-вторых, большинство крупных бизнесменов уже в санкционных списках — например, под европейскими и британскими санкциями находятся основатели Альфа-банка Михаил Фридман и Петр Авен.
Фридман живет в Великобритании, публично жаловался на ограничения и, как сообщали СМИ, был фигурантом расследования местных властей.
Тиньков провел в британском санкционном списке больше года, несмотря на куда более ярко выраженную и жесткую антивоенную позицию.
Решение об отмене санкций против него открывает окно возможностей для российского бизнеса — из санкционных списков можно выйти.
Вопрос только в том, насколько это тяжело.
В пресс-релизе юридической компании Corker Binning говорится о том, как она добивалась вывода Тинькова из-под санкций. Юристы называют решение властей о введении санкций против бизнесмена «иррациональным и незаконным».
Они упрекают МИД Британии в том, что он не смог оценить «настоящую позицию» Тинькова по отношению к Путину и войне в Украине, а решение принято на основе его национальности (а это уже дискриминация).
Видимо, Тинькову пришлось пойти на тяжелые личные решения, чтобы добиться снятия санкций — по крайней мере, такое впечатление складывается при чтении заявления юристов. Они напоминают, что Тиньков не просто осудил войну, но назвал Россию «фашистской» страной, а режим в ней — «диктатурой».
Семья бизнесмена активно жертвовала на помощь беженцам, а сам Тиньков отказался от российского гражданства и любых дел в России.
Юристы изучили и историю его бизнеса, чтобы доказать, что он не имел тесных связей с Кремлем, а его бизнес не зарабатывал на политике российских властей в отношении России (например, банковские счета в «Тинькофф» не открывали жителям Крыма).
Фридман, Авен и другие бизнесмены также пытаются добиться снятия санкций, в том числе в судах. И они постепенно продают активы в России.
Не ясно, на что готовы российские бизнесмены ради выхода из санкционных списков. Многие, судя по всему, готовы осуждать войну только в частных разговорах.
Да и вряд ли многие смогут доказать, что никак не зарабатывали на политике российских властей в отношении Украины.
@bbcrussian