ЧВК «Вагнер» покидает полигон в Молькино. Специальный корреспондент Русской службы Би-би-си Илья Барабанов рассказывает, что это было за место

ЧВК «Вагнер» покидает полигон в Молькино. Специальный корреспондент Русской службы Би-би-си Илья Барабанов рассказывает, что это было за место

База ЧВК «Вагнер» на полигоне Молькино в Краснодарском крае перестает существовать с 1 августа, а накануне, 17 июля, наемники опубликовали видео, на котором они спускают на полигоне флаги России и «Вагнера» (их они, видимо, увезут с собой в Беларусь).

Вербовочный пункт ЧВК в Молькино заработал почти девять лет назад, в разгар боев на востоке Украины 2014 года. В пользование наемников (напомню, деятельность частных военных компаний незаконна сейчас и была незаконна и тогда) передали инфраструктуру Главного управления Генерального штаба (ГРУ), которое на протяжении всех этих лет курировало деятельность ЧВК как на востоке Украины, так и в Сирии и странах Африки.

Именно первый замглавы ГУ ГШ генерал-лейтенант Владимир Алексеев в день мятежа вел переговоры с Евгением Пригожиным в Ростове-на-Дону, и многие тогда обратили внимание, как он в ответ на требование выдать главе ЧВК министра обороны Сергея Шойгу и главу генштаба Валерия Герасимова бросил: «Да забирайте».

В Молькино новобранцы ЧВК сдавали тесты на физическую выносливость, проходили полиграф перед заключением контракта, слаживались в штурмовые отряды, а затем направлялись с полигона в командировки в разные страны. Там же, неподалеку от полигона, на окраине города Горячий Ключ Пригожин построил храм памяти всех погибших наемников. Что теперь будет с этой постройкой и кто туда будет ходить кроме наемников, неясно.

После начала полномасштабного российского вторжения в Украину быстро выяснилось, что у этой локации есть и свои недостатки: после того, как большинство аэропортов юга России перестали работать, добираться до полигона потенциальным новобранцам приходилось исключительно поездами, что сделало затруднительным логистику для будущих наемников из дальних регионов страны.

В марте этого года Пригожин вступил в открытый конфликт с мэром Горячего Ключа Сергеем Белопольским: глава ЧВК утверждал, будто городские власти препятствуют захоронению наемников на местных кладбищах, и угрожал привезти покойников к дому главы города. Мертвых вагнеровцев все же похоронили. Живые, видимо, уезжают в Беларусь, и жизнь чиновников Горячего Ключа без опасного (хоть и прибыльного) соседства будет поспокойнее.

@bbcrussian