Петербургского бизнесмена Валерия Израйлита освободили от наказания. ФСБ завела на него дело, когда он подал декларацию

Петербургского бизнесмена Валерия Израйлита освободили от наказания. ФСБ завела на него дело, когда он подал декларацию

Смольнинский суд Петербурга в среду признал Валерия Израйлита виновным по делу о незаконных валютных операциях на сумму свыше 225 млн рублей, но освободил его от наказания в связи с истечением срока давности и с учетом срока содержания под стражей и домашним арестом, пишет «Интерфакс».

Фамилия Израйлита стала известной из-за юридического скандала. Дело против него завели в 2016 году после изъятия сотрудниками ФСБ специальной декларации, поданной по закону об амнистии капитала. Этот закон был принят в 2015 году и предусматривает, что коммерсанты могут добровольно задекларировать имущество за пределами России и что эти сведения не могут быть использованы ни в качестве основания для возбуждения уголовного дела, ни в качестве доказательства.

С Израйлитом вышло иначе. Его обвинили в мошенничестве в особо крупном размере, незаконном выводе денег из России и их легализации. Все это он якобы совершил, когда был председателем совета директоров компании, строившей нефтебазу в порту Усть-Луга (Израйлит был руководителем порта). Следствие сочло, что его действия нанесли ущерб на сумму 3,9 млрд рублей.

Подавляющее большинство доказательств, представленных стороной обвинения, содержало сведения из специальной декларации, возмущалась в суде защита, напоминая, что в 2019 году президиум Верховного суда России подтвердил: декларация никак не может быть доказательством вины.

Судебный процесс по делу Израйлита начался в том же году и затянулся на четыре года. В мае 2023 года суд прекратил производство по двум из трех статей — о мошенничестве и легализации, а сейчас в итоге признал его виновным лишь в совершении незаконных валютных операциях (п. "а" ч. 2 ст. 193.1 УК РФ).

Суд приговорил бизнесмена к шести годам колонии общего режима, но освободил от наказания в связи с истечением срока давности уголовного преследования (а по еще одной части той же статьи УК — в связи с учетом времени, которое предприниматель провел за решеткой).

Прокурор запрашивал для Израйлита девять с половиной лет лишения свободы. Сам он вину не признал. В суде бизнесмен настаивал, что все его уголовное преследование стало следствием безграмотности. В частности, в одном из эпизодов речь шла о том, что якобы сам у себя приобрел яхту «Виктория». «Если я заключал договор купли-продажи яхты, значит, были мотивы и договор был целесообразен!» — настаивал он.

@bbcrussian