Редактор отдела экономики Русской службы Би-би-си Ольга Шамина — о том, какие последствия могут быть у заявления Владимира Путина о разбирательствах властей с суммами, заработанными структурами Евгения Пригожина на подрядах

Редактор отдела экономики Русской службы Би-би-си Ольга Шамина — о том, какие последствия могут быть у заявления Владимира Путина о разбирательствах властей с суммами, заработанными структурами Евгения Пригожина на подрядах

После того, как Путин признал, что ЧВК «Вагнер» финансировался из бюджета, Русская служба Би-би-си поговорила с экспертами о том, что это может значить.

«По новым данным разведки, мы воевали сами с собой», — один из опрошенных юристов описывает сложившуюся ситуацию фразой из песни Бориса Гребенщикова (признанного в России «иноагентом»). Юристы полагают, что в заявлении Путина уже видно то, как власть может разрешить эту двойственную ситуацию.

Основные выводы такие:

Бюджетные деньги могли перетечь к «Вагнеру» по линии Минобороны, считают эксперты. При этом сам «Вагнер» выплачивал деньги, например, семьям погибших наличными. Наличные были, как пишут СМИ, найдены около офисов структур Пригожина.

Эксперты уверены, что почти 200 млрд рублей за год ЧВК «Вагнер» наличными никто бы не дал. В таких ситуациях для перевода денег в наличные обычно используют сложные схемы из нескольких фирм. Такие фирмы берут подряды от государства (с Минобороны это особенно удобно, ведь большая часть его закупок закрыта), получают деньги, обналичивают их и уже наличными оплачивают серые схемы.

Государство, по мнению юристов, в целом не возражает против использования серых схем. Это и выгодно: если что-то пойдёт на так, то их участников всегда можно привлечь по экономическим статьям.

И это как раз и может стать лазейкой для российских властей и сейчас. За финансирование незаконных вооружений образований в России можно получить от 10 до 20 лет лишения свободы. Власти по такому пути вряд ли пойдут — могут пострадать сами чиновники. Зато, как говорят юристы, в сложных политических делах всегда можно расследовать экономическую составляющую - таких громких дел в России было за последние годы много, например, дело братьев Магомедовых или бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева.

Если ситуация будет развиваться по этому сценарию, то, как считают собеседники Би-би-си, по делу могут пройти те, кто участвовал в этом самом обналичивании денег. Один из юристов считает, что отъезд в Беларусь при таком раскладе может не защитить и самого Пригожина — например, Лукашенко скажет, что обещал спасти его от наказания за мятеж, а за воровство не обещал.

@bbcrussian