Как животные в Новой Каховке привыкали к войне и утонули после разрушения ГЭС. Рассказывает хозяйка зоопарка

Как животные в Новой Каховке привыкали к войне и утонули после разрушения ГЭС. Рассказывает хозяйка зоопарка

Частный зоопарк "Казкова диброва" ("Сказочная дубрава") находится рядом с разрушившейся накануне Каховской ГЭС. Его сразу затопило, погибло много животных, сообщила его владелица. Хотя оккупационные власти города Новая Каховка отрицают массовую гибель животных. Елена Навроцкая рассказала Би-би-си, что произошло после прорыва дамбы и как животные успели адаптироваться к войне, прежде чем она унесла их жизни.

"В 6 утра 6 июня мне позвонила сотрудница. Она была очень расстроена, она плакала. И сказала, что подорвали ГЭС… И прислала мне видео... Плавала мебель, плавали трупы животных, и части строений плавали, и вода доходила уже до крыш", - описала ситуацию Навроцкая.

Сейчас она живет в Бельгии, а в Новой Каховке в контактном зоопарке остались две ее сотрудницы. Зоопарк не работает с начала войны, но животных кормили, убирали за ними, лечили. "И они [сотрудники] даже не смогли зайти, - рассказала Навроцкая. - Они увидели только воду. Было все залито водой. Вода продолжала поступать".

В 1992 году они с мужем открыли небольшой контактный зоопарк в городском парке рядом с берегом Днепра. С каждым годом животных становилось все больше: обезьяны, страусы эму, пони, ослик, камерунские козочки, овечки, павлины, нутрии, морские свинки, самые различные кролики, декоративные курочки, гуси, еноты, перечисляет Навроцкая: "Очень любили дети с енотами играть".

"На момент катастрофы [в зоопарке] находилось около 250 животных. Некоторых животных [еще до разрушения ГЭС] наша сотрудница забрала домой… Где-то около 60 мелких теплолюбивых животных находилось у нее дома. Вот эти как раз остались живы. Попугаи, морские свинки, шиншиллы, белки… Остальные погибли", - вздыхает хозяйка зоопарка. Спастись, как она говорит, удалось только водоплавающим - уткам, лебедям.

"Животных диких не было у нас. Все животные декоративные, безобидные, потому что это комплекс отдыха для детей. Это был контактный зоопарк", - продолжает она. Когда началась война, зверинец попадал под обстрелы. "Я четыре месяца была в оккупации… Мы слышали все эти взрывы, и осколки падали на территорию", - вспоминает Навроцкая.

Сначала животные тяжело переживали боевые действия: "Метались по клеткам, они были запуганы… У них были такие глаза - грустные-грустные, просто жутко смотреть. Мы их гладили, выхаживали… А за год они привыкли. Я сотрудницу все время спрашивала: как животные? Она: вы знаете, они привыкают. Но не все. Есть такие животные, которые не могут привыкнуть к резким звукам, особенно к стрельбе. Муфлон Бьянка… Она погибла от разрыва сердца. У сотрудницы на руках она умерла после бомбежки. Остальные попривыкали".

"Они адаптировались, как и люди привыкают к звукам стрельбы и бомбежкам, - считает Навроцкая. - В этом году у нас вылупился маленький лебеденок. Который, к счастью, выжил после потопа вместе с другими. И сейчас они плавают по городу около Дома культуры".

Глава оккупационной администрации Новой Каховки Владимир Леонтьев заявил в среду, что все животные из зоопарка "Казкова диброва" еще в прошлом году были перевезены, "там никого не осталась". Навроцкая заявила Би-би-си, что это неправда.

Послушать ее рассказ полностью можно будет в завтрашнем выпуске подкаста Русской службы Би-би-си "Что это было".