Дефицит бюджета за первые четыре месяца этого года составил 3,4 трлн рублей – на весь год дефицит был запланирован на уровне чуть менее 3 трлн рублей

Дефицит бюджета за первые четыре месяца этого года составил 3,4 трлн рублей – на весь год дефицит был запланирован на уровне чуть менее 3 трлн рублей

Россия впервые за много лет сталкивается с таким дефицитом. О росте бюджетных рисков с начала года предупреждают экономисты.

Основные причины тут две. Во-первых, из-за нефтяного эмбарго и потолка цен на нефть резко упали нефтегазовые доходы бюджета.

Они оказались более чем на 52% ниже, чем в первые четыре месяца 2022 года. Минфин пытается решить эту проблему с помощью своеобразного налогового манёвра, но пока его эффект не заметен.

Во-вторых, это очень высокие расходы бюджета. Уже было потрачено более 11 трлн рублей – это на 26% больше, чем год назад. Более того, это более чем треть всех запланированных на год расходов.

Чиновники неоднократно говорили, что высокий рост расходов связан с тем, что в этом году изменился порядок расходов: если раньше тратили больше в конце года, то теперь большая часть расходов пришлась на начало.

Но экономисты пишут о том, что в апреле власти продолжали тратить по сотне миллиардов рублей в сутки.

В целом, чтобы дефицит не стал ещё больше, властям в ближайшие месяцы все-таки придется затянуть пояса. Но не ясно, возможно ли это. Минфин больше не публикует данные о том, на какие статьи власти тратят бюджетные деньги.

Блумберг, а за ним издание The Bell (власти России считают его "иноагентом") подсчитали, что за год объём засекреченных расходов бюджет подскочил в два раза – с 880 млрд до более чем 2 трлн рублей. Засекречены чаще всего военные расходы, а также расходы на правоохранительную систему.

Незасекреченные военные расходы выросли в первые три месяца года также почти в два раза – с 256 млрд рублей в 2022 году до 501 млрд в 2023 году.

Возможно ли, сократить эти расходы в разгар войны? Вряд ли. Если властям не удастся найти способ увеличить доходы бюджета, то у них остается два варианта – дальше тратить резервы или занимать внутри страны в условиях, когда внешние рынки для России закрыты.

@bbcrussian