Что мы знаем о поддержке вторжения россиянами? Они смирились с затяжной войной и ищут способов ее оправдания, выяснили социологи
Пока Владимир Путин и государственные опросные службы пытаются всех убедить, что россияне поддерживают войну в Украине, некоторые социологи ставят это под сомнение.
Лаборатория публичной социологии провела качественные исследования (когда у респондентов берутся длинные интервью и на их основе выявляются тенденции) и показала ряд повторяющихся типов рассуждений и объяснений событий.
Первая реакция не-противников войны на начало “спецоперации”: шок, потрясение и моральный вызов. Исследовали пишут, что “события 24 февраля разрушили базовые, фундаментальные представления” респондентов об окружающей их реальности — “о том, что является нормальным, допустимым и в принципе возможным”.
Однако под воздействием российской пропаганды, которая усиленно пыталась превратить эту из ряда вон выходящую ситуацию в новую норму, респонденты вскоре стали воспринимать войну с Украиной если не как норму, то по крайне мере как оправданную, неизбежную меру, говорят социологи.
Россияне начали искать рациональные модели оправдания произошедшего, но вместо того, чтобы “осудить, а значит, отвергнуть войну с Украиной как нечто не вписывающееся в их представления о норме (как это делают противники войны), эти люди, наоборот, стремятся встроить это событие в свою обновленную картину мира”, пишут исследователи.
Кроме того, исследователи пришли к выводу, что отношение россиян к войне практически не меняется со временем. Социологи разделили респондентов на сторонников войны, ее противников и сомневающихся в своем отношении к ней. Со сторонниками и сомневающимися они делали интервью дважды - зимой и осенью 2022 года.
Сравнение этих интервью показало, что оценка войны более или менее “стабилизируется” в течение первого ее месяца и, за редкими исключениями, не меняется кардинально. То есть по ходу затягивания военного конфликта его сторонники не становятся его противниками и наоборот, но степень поддержки, отстранения или неприятия происходящего могут меняться со временем.
Например, неуверенные сторонники войны, или сомневающиеся, несмотря на усталость от “спецоперации”, говорят, что ее продолжение носит вынужденный характер (“если уж начали – нужно продолжать”).
Социологи отмечают, что восприятие военного конфликта такими людьми как будто бы сдвигается “в сторону чуть большей поддержки действий России”, однако и они не становятся убежденными сторонниками войны. Такие респонденты, несмотря на чуть более благосклонное отношение к “спецоперации”, чем весной, продолжают, тем не менее, выражать неуверенность в причинах и целях войны, переживать по поводу ее последствий, говорится в докладе.
Сторонники войны вдохновляются результатами или разочаровываются в характере ее ведения, но при этом не теряют уверенности в ее необходимости, говорят социологи.
@bbcrussian