Настоящее "Театральное дело". Спецкор Би-би-си Анастасия Лотарева об аресте Жени Беркович и Светланы Петрийчук:
"Маленькое здание на Тверском бульваре, где шли премьеры "Дочерей Сосо", независимого театрального проекта, всегда было, что называется, "битком". Покупать билеты на спектакли Жени Беркович и ее команды нужно было заранее, потому что площадки независимому проекту давали маленькие.
В этом маленьком зале актрисы в удивительных костюмах (за костюмы дали одну из "Золотых масок") рассказывали, как они оказались завербованы "Исламским государством" (организация признана в России и многих других странах террористической и запрещена).
Спектакль "Финист ясный сокол" основан на реальных допросах и протоколах дел завербованных россиянок - а их было немало, от студентки Варвары Карауловой до сотен женщин из кавказских регионов России. Нескольких женщин, уехавших в ИГ вместе с мужьями, вернул глава Чечни Рамзан Кадыров. Многие другие гражданки России до сих пор остаются в лагерях беженцев в Сирии и в иракской тюрьме.
Спектакль "Финист ясный сокол" страшно и образно рассказывает именно о том, как идет вербовка, как просто ухватить человека, сломленного жизненными обстоятельствами или, наоборот, интересующегося и думающего, и поместить его в тоталитарную секту.
Пьеса, написанная драматургом Светланой Петрийчук и поставленная режиссеркой Женей Беркович, вторую "Золотую маску", главную российскую театральную премию, получила именно за сценарий. Сейчас обе - обвиняемые по уголовному делу об "оправдании терроризма". Хотя на месте облеченных властью людей я бы показывала "Финиста" в школах в целях обучения тому, как не быть завербованным.
Понятно, что дело не в "Исламском государстве": Беркович, приемная мама, благотворитель и поэтесса, четко и недвусмысленно высказалась против войны в Украине и продолжала это делать все время.
Отдельно, надо думать, раздражало то, что она феминистка: в современной России это расценивается примерно на уровне ИГИЛ по опасности. Беркович везде представлялась как "режиссерка" и ей это важно, а все ее спектакли антипатриархальны, и "Финист" особенно. И даже под новостями о ее задержании обязательно находится десяток комментаторов, пишущие, что слова "режиссерка" не существует.
В свое время "Театральным делом" называли преследование Кирилла Серебренникова и его коллег. Но это не вполне точное определение: формально их преследовали за финансовые злоупотребления. Настоящее "театральное дело" - первое в этом столетии в России - это именно дело Беркович и Петрийчук, потому что их преследуют буквально за содержание пьесы и спектакля. Простейшая аналогия - судить Достоевского за пропаганду убийств пожилых людей или Островского за оправдание суицида из-за пьесы "Гроза" с Катериной, бросающейся в Волгу".
@bbcrussian