2000 уходящих компаний и неминуемые новые траты резервов. Главные экономические новости дня
Как сложно уйти из России
Около 2000 западных компаний подали заявки на продажу российских активов и ждут разрешения Минфина, пишет Financial Times со ссылкой на источники. Без этого разрешения продать активы в России невозможно.
Эта комиссия встречается три раза в месяц и рассматривает за раз примерно семь заявок, рассказал собеседник издания.
Вчера Минфин опубликовал новые требования к сделкам по продаже российских активов “недружественными” компаниями. Раньше сделки одобрялись при условии, что уходящая компания предоставляла скидку на свои активы в 50% и рассрочку на 1-2 года. Рассрочку можно было заменить “добровольным” взносом в бюджет в 10% от суммы сделки.
В понедельник “добровольный” взнос стал обязательным, только теперь он составляет 10% половины стоимости компании. Но более странным кажется правило, что если скидка составляет 90%, то взнос в бюджет становится не менее 10% уже всей стоимости компании - то есть возрастает.
Минфин в ответ на запрос Би-би-си об этой оговорке пояснил, что “иногда при продаже активов дисконт может быть высокий из-за условий сделки” - из-за этого ниже цена. В Минфине добавили, что в этом случае взнос в бюджет может быть выше 10% от оценки компании.
Би-би-си уточнила у нескольких экономистов, почему вводятся такие требования. Одно из предположений - что это своего рода налог на прибыль, который платят не уходящие компании, а покупатели. Фактически в этом случае покупатель платит за купленные не слишком дорого западные активы, а Минфин пытается предотвратить искусственное занижение цены.
Второе возможное объяснение то, что компании занижают цену и вводят различные условия продажи, которые компенсируют скидку, - таким образом Минфин пытается пресечь эти практики и получить доход в бюджет.
Би-би-си обратилась в Минфин за дальнейшими разъяснениями.
ФНБ без ограничений
Одной рукой власти придумывают новые “налоги” на бизнес, а другой они снимают ограничения на то, как тратить резервы.
Основные резервы России хранятся в Фонде национального благосостояния - сейчас там чуть более 11 трлн рублей. Фонд делится на ликвидную и неликвидную части - первую легко потратить на любые нужды, а вторая уже вложена в различные проекты и активы, из которых деньги сложно быстро достать.
ФНБ можно было тратить на инфраструктурные проекты, если ликвидная часть превысила 7% ВВП. До войны в правительство выстроилась очередь из компаний, которые хотели бы получить оттуда деньги.
Теперь власти до конца года приостановили действие этого правила. Ранее снять часть ограничений предлагал Минфин.
ФНБ в России сейчас расходуется на много целей. Фонд помогает латать дыры в бюджете. В прошлом году из него было потрачено около 1 трлн рублей на различные инвестиций - экономисты пишут, что это помощь компаниям.
В какие инфраструктурные проекты будут вкладывать ФНБ, до конца не ясно. Владимир Путин еще до войны представил нацпроекты - они предполагали обширные вложения в инфраструктуру внутри России. Но теперь у России есть и новые расходы: она оккупировала и сильно разрушила часть территории Украины - в этих регионах начала большую стройку, которая требует денег.
Настроения в экономическом сообществе
В России против профессора Чикагского университета Константина Сонина завели уголовное дело. С первых дней войны Сонин выступал против - он покинул Россию в начале марта.
В разговоре с Би-би-си Сонин рассказал о настроениях в сообществе российских экономистов - он поддерживает связи с теми, кто в России, и с теми, кто уехал. После того, как он уехал, многие коллеги написали ему слова поддержки.
“Мне кажется, требует гораздо большего мужества написать сейчас имейл или в мессенджере о поддержке, находясь в России, чем делать то, что я говорю. От меня-то никакой храбрости не требуется”, - говорит Сонин. Он считает, что многие экономисты против войны.
Подготовила редактор отдела экономики Ольга Шамина