Как прошел ежегодный отчет правительства в Госдуме? Рассказывает корреспондент Би-би-си Мария Киселева
Спустя полгода после начала мобилизации все еще есть сложности по “отдельным позициям” экипировки, а также в вооружении и военной технике – это признал в своем ежегодном отчете перед Госдумой премьер-министр Михаил Мишустин.
Еще в середине октября Би-би-си подробно писала о дефиците армейской экипировки в регионах России. Одной из причин этого было то, что в предыдущие годы военные массово обкрадывали собственные склады. Все военное обмундирование было дефицитным и до объявления мобилизации 21 сентября, после этого ситуация усугубилась. В некоторых регионах экипировку в начале октября начали закупать не только родственники мобилизованных, но и госструктуры.
В конце октября премьер-министр возглавил координационный совет при правительстве, который призван отвечать за снабжение вооруженных сил. До этого момента Мишустин публично занимался в основном чисто экономическими проблемами, к которым привело нападении России на Украину, а в военных делах почти не участвовал. В своем нынешнем выступлении слово “война” Мишустин также ни разу не произнес, хотя значительная часть его речи была так или иначе посвящена последствиям санкций, которые были введены в ответ на вторжение России в Украину, а также мобилизации и жизни оккупированных территорий.
Также среди новостей отчета – законопроект о создании свободной экономической зоны на оккупированных в ходе вторжения территориях Украины.
Также в своей речи Мишустин говорил об элементах “мобилизационной” экономики – в частности, о том, что государство перевело некоторые предприятия ОПК на трехсменный график.
Новый режим, в котором действует российская экономика, был зафиксирован в правовом поле еще в июле. Тогда президент подписал закон о праве властей вводить "специальные меры" в экономике для обеспечения "контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации". Среди мер из этого закона, которые упомянул Мишустин в отчете о работе правительства – расширение случаев, в которых возможна закупка у единственного поставщика и усиление ответственности за отказ от заключения контрактов.
А атмосферу “мобилизационной экономики” регулярно поддерживает предшественник Мишустина на посту премьер-министра Дмитрий Медведев. Так, сегодня на заседании рабочей группы Военно-промышленной комиссии он зачитывал телеграммы Иосифа Сталина времен Великой отечественной войны с угрозой “громить как преступников” тех, кто не выполнит заказ по поставке корпусов для танков.
“Нужно вернуть утраченное доверие между властью и бизнесом, серьезно поговорить о том, что мешает, убрать издержки и излишнее давление, если оно есть, надо понять, какое это давление”, – говорил Мишустин в 2020 году на своем первом выступлении в Думе при вступлении в должность.
В 2023 Мишустин также много говорил о поддержке бизнеса – например о том, что более чем 1,5 трлн рублей государство выделило системообразующим компаниям в промышленности, агропроме, на транспорте, в энергетике, в сфере информационных технологий в рамках линейки льготных кредитов. Но одновременно с этим в повестке появились новые проблемы – бизнесменов забирают в армию по мобилизации. Теперь им нужны кредитные каникулы и отсрочки по аренде, которые государство им предоставляет.
@bbcrussian