Верховный суд России разъяснит, кого из сдавшихся в плен следует считать преступниками

Верховный суд России разъяснит, кого из сдавшихся в плен следует считать преступниками

Пленум Верховного суда России отправили на доработку проект постановления о том, как рассматривать уголовные дела в отношении военных – о сдаче в плен, дезертирстве, незаконных приказах и других преступлениях. Проект постановления еще не опубликован, сообщили Би-би-си в суде, но с ним ознакомилось агентство РАПСИ.

В частности, российские суды могут получить рекомендации, как судить военного, сдавшегося в плен. Ст. 352.1 УК РФ (добровольная сдача в плен) была внесена в кодекс совсем недавно – 24 сентября 2022 года, то есть сразу после объявления мобилизации. Она предусматривает лишение свободы на срок от трех до 10 лет (при отсутствии признаков госизмены).

Статья разрешает освобождать от ответственности, если военный сдался в плен впервые, а также "принял меры для своего освобождения, возвратился в часть или к месту службы и не совершил во время пребывания в плену других преступлений".

Это потребовало разъяснений, и в проекте постановления Верховного суда России уточняется, что уголовно наказуемой должна считаться добровольная сдача в плен, если она совершена сознательно, когда военный мог оказывать решительное сопротивление противнику и избежать захвата в плен.

В случае тяжелого ранения, контузии или иного физически беспомощного состояния захваченный в плен российский военнослужащий не должен привлекаться за это к уголовной ответственности, сказано в проекте.

Верховный суд также может рекомендовать судам оценивать сдачу в плен как "переход на сторону противника" – то есть госизмену (ст. 275 УК РФ, до 20 лет лишения свободы), а попытку сдачи – как покушение на госизмену, если военный сдался или хотел сдаться "именно в этих целях", пишет РАПСИ. Би-би-си ранее сообщала, что ФСБ в период мобилизации стала массово преследовать мужчин именно по обвинению в госизмене.

По данным издания, Верховный суд также собирается разъяснить ч. 2 ст. 42 УК РФ, разрешающую не исполнять заведомо незаконные приказы. Приказ предлагается считать законным, если требования, содержащиеся в нем, не только соответствуют закону, но связаны с военной службой. Он также намерен разъяснить, кого наказывать за исполнение незаконного приказа. Если военнослужащий не осознавал преступность приказа, то отвечать за него должен командир. А если осознавал, то его можно судить за исполнение преступного приказа, а командира - за подстрекательство или организацию преступления, а также за превышение полномочий.

Разъяснения судам потребовались и по делам о самовольном оставлении части и дезертирстве (ст. 337 и 338 УК РФ), следует из проекта постановления. УК разрешает освобождать от ответственности впервые ушедших в "самоволку" или дезертировавших вследствие тяжелых обстоятельств.

"Тяжелые обстоятельства" – это "объективно существовавшие на момент совершения деяния неблагоприятные жизненные ситуации личного, семейного или служебного характера" (например, болезнь близких родственников или дедовщина).Кроме того, Верховный суд собирается уточнить разницу между преступлениями против военной службы и грубыми дисциплинарными проступками военных. Если деяние не повлекло тяжких последствий и не нанесло существенного вреда интересам службы или безопасности государства – это не преступление.

@bbcrussian