Что стоит за нынешним налетом дронов в российских городах? Объясняет корреспондент Би-би-си Павел Аксенов
Появление беспилотников в Белгороде, Брянской области, Туапсе и Адыгее, а также сообщения о появлении дрона в районе Санкт-Петербурга - крупнейшее подобное событие за последние недели.
Данных о принадлежности этих аппаратов нет, но самое логичное в такой ситуации - предположить, что за этим могут стоять украинские военные.
Что было целями дронов, сказать трудно: только один из них - в Туапсе - взорвался на территории НПЗ "Роснефти". Это довольно разные происшествия.
Судя по фотографиям обломков, которые были найдены на месте взрыва аппарата в Адыгее, он был оснащен турбореактивным двигателем. Видео, на котором якобы запечатлен момент удара по нефтебазе в Туапсе, также попало в сеть. Звук на нем запаздывает относительно видеодорожки, но если он оригинальный, а не был наложен позднее, то этот взрыв также устроил аппарат с реактивным двигателем - его шум отчетливо слышен на видео.
Ранее ВСУ использовали для ударов по аэродромам в глубине России старые советские реактивные разведывательные беспилотники Ту-141 "Стриж", которые были переделаны в ударные дроны-камикадзе. По сути, из возвращаемого аппарата сделали крылатую ракету.
Глава Адыгеи Мурат Кумпилов также сообщил, что взрыв произошел в районе поселка Новый - это фактически пригород большого города Краснодара, который расположен на противоположном берегу Кубани.
Судя по информации из Белгородской области, там были использованы другие дроны, более легкие, которым, по предварительной информации, не удалось достичь цели.
Еще одно обстоятельство, которое может иметь отношение к ночной атаке дронами - объявления о воздушной тревоге, которые прозвучали в нескольких регионах - в частности, в Воронежской, Белгородской областях, а также в Краснодарском крае. Их передавали местные радиостанции и телеканалы. В МЧС России заявили, что это стало следствием взлома систем оповещения хакерами.
Все это вместе выглядит как хорошо спланированная операция, которая включает в себя использование беспилотников разного класса, возможно - параллельно с кибернетической атакой.
В случае с Туапсе и Адыгеей, если бы дроны запускали с территории, которую контролируют ВСУ, то им бы пришлось пролететь более 400 километров. При этом траектория полета пролегала бы над линией фронта, тылом российской группировки, украинским и российским побережьем Азовского моря, над самим морем, а также над Краснодарским краем. В результате, как минимум, один беспилотник смог поразить цель, причем она находится в Туапсе - городе, который очень далеко отстоит от линии фронта войны в Украине.
Кроме того, пролетающие беспилотники могли помочь вскрыть расположение объектов ПВО, их режим работы. Информацию об этом теоретически можно было бы получить при помощи самолета-разведчика над Черным морем. В этом районе с начала военной операции часто дежурят пилотируемые или беспилотные разведывательные самолеты стран НАТО.
@bbcrussian