Оставшийся в России Райффайзенбанк получил рекордную прибыль, но оказался фактически “в заложниках”. Главное из материала Financial Times
Спустя год после начала полномасштабной войны множество западных компаний покинули Россию. Дочерняя компания австрийского Райффайзенбанка продолжила работать в стране.
Это не единственный оставшийся в России зарубежный банк – среди других, например, Bank of America, Barclays, HSBC. Однако ни один из этих банков не интегрирован в российскую финансовую систему так глубоко, как Райффайзен, отметил в разговоре с FT Маркус Хоу, глава отдела исследований в венской консалтинговой компании VE Insight.
В России Райффайзен оказался в своего рода “ловушке”, получая прибыль, которая остается на территории страны. Так по итогам 2022 года из общей прибыли в 3,6 млрд евро более 60% – 2,2 млрд евро – пришлось на российские и белорусские компании. Это в четыре раза больше, чем в 2021 году.
“У нас очень, очень хорошие результаты, с одной стороны, но с другой – огромные проблемы” - сказал FT исполнительный директор банка Йохан Штробль.
На прошлой неделе стало известно, что минфин США расследует деятельность банка в России. Версий о возможных нарушениях нет, но это может быть сигналом о том, что банк находится в поле зрения - как регуляторов, так и политиков.
Райффайзен, как и другие иностранные компании, не сразу ушедшие из России, теперь испытывает с этим сложности. После массовых заявлений об уходе с российского рынка, Кремль ввел ряд мер, затрудняющих иностранным компаниям этот процесс – возврат дивидендов материнским компаниям запрещен, плюс, любая сделка по продаже компании из так называемых “недружественных” стран должна быть одобрена Кремлем.
Согласно этой процедуре, российские власти определяют стоимость бизнеса. Одно из ее условий заключается в согласии на 50-процентную скидку. Затем продавец может выбрать между одним из двух вариантов: получать сумму в рассрочку в течение нескольких лет или же перечислить “добровольное пожертвование” в 10% от стоимости сделки напрямую российскому правительству.
Среди других оставшихся в России зарубежных банков Райффайзен отличает его роль: банк управляет 40-50% денежных потоков между Россией и остальным миром, сказал FT старший исполнительный директор банка.
После вторжения в Украину Райффайзен разорвал отношения примерно с тридцатью российскими олигархами и компаниями. В 2022 году банк сократил кредитование российского бизнеса на 30%, что руководство считает выдающимся достижением.
Балансовая стоимость дочерней компании Райффайзен в России равна 4,1 млрд евро. Сам банк оценивает ее в менее 1 млрд евро.
Аналитики задаются вопросом о том, как могло бы выглядеть будущее банка без российской компании. Райффайзен наиболее тесно связан с Россией, Украиной и Беларусью, и ему не достает лидирующих рыночных долей в большинстве оставшихся стран зоны его присутствия, отметил Хьюго Круз, аналитик Keefe, Bruyette & Woods.